ООО (судовладелец) воспользовалось услугами лоцмана для целей прохода судна в определенном районе моря. При этом в одном из рейсов по вине капитана судна лоцман был увезен в район, который им не обслуживается. Вправе ли ООО учесть в составе расходов на лоцманскую проводку затраты на возвращение лоцмана к месту его постоянного нахождения при определении налоговой базы по налогу на прибыль?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 101 Кодекса торгового мореплавания РФ капитан судна не вправе увозить лоцмана за пределы обслуживаемого им района. Пунктом 2 данной статьи установлено, что, в случае если лоцман увезен судном, лоцманскую проводку которого он осуществлял, за пределы обслуживаемого им района, капитан судна обязан обеспечить за счет судна возвращение лоцмана к месту его постоянного нахождения.

Организация, работником которой является лоцман, имеет право на возмещение убытков, причиненных ей задержкой лоцмана, если только задержка лоцмана не была вызвана действием непреодолимой силы.

Пунктом 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, суммы портовых и аэродромных сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы (пп. 4 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При этом лоцман может быть увезен за пределы обслуживаемого им района только в случае нарушения капитаном судна положений КТМ РФ.

Следовательно, расходы, понесенные вследствие нарушения капитаном законодательства, не могут быть признаны экономически обоснованными, поскольку не произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Учитывая изложенное, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 264 НК РФ могут быть учтены только расходы на услуги лоцмана. Расходы на возвращение лоцмана к месту его постоянного нахождения в данной ситуации не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Дополнительно обращаем внимание, что организация, работником которой является лоцман, имеет право на возмещение убытков, причиненных ей задержкой лоцмана, если только задержка лоцмана не была вызвана действием непреодолимой силы. Расходы на покрытие убытков организации, работником которой является лоцман, также не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль ООО (судовладельца).

О. А.Королева

Советник государственной

гражданской службы РФ

2 класса

15.12.2010