Правомерно ли указание в конкурсной документации на право заключить государственный или муниципальный контракт требования о представлении заявки исключительно на бумажном носителе?

Ответ: Указание в конкурсной документации на право заключить государственный или муниципальный контракт требования о представлении заявки исключительно на бумажном носителе правомерно. Более того, в случае, если конкурс является закрытым, законодательство не допускает представление заявки на участие в таком конкурсе или иных документов в электронном виде.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) названный Закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Согласно ч. 1 ст. 20 Закона под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

При этом ч. 2 ст. 20 Закона установлено, что конкурс может быть открытым или закрытым. Заказчик, уполномоченный орган вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в конкурсной документации либо в проекте государственного контракта.

Из содержания ч. 1 ст. 22 Закона следует, что конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

В п. 1 ч. 4 названной статьи определено, что конкурсная документация должна содержать в соответствии с ч. 2 - 4 ст. 25 Закона требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - электронный документ), и инструкцию по ее заполнению.

При этом ч. 1 ст. 25 Закона установлено, что для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.

Согласно ч. 2 ст. 25 Закона участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа. При этом на таком конверте указывается наименование открытого конкурса (лота), на участие в котором подается данная заявка.

Из изложенного следует, что требование к форме заявки на участие в конкурсе устанавливается в конкурсной документации.

В то же время ч. 1 ст. 30 Закона определено, что закрытый конкурс проводится по согласованию с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти.

При этом согласно ч. 4 указанной статьи при проведении закрытого конкурса не допускается подавать заявки на участие в конкурсе в форме электронных документов, а также представлять конкурсную документацию, изменения, внесенные в нее, направлять запросы о разъяснении положений конкурсной документации и представлять такие разъяснения в форме электронных документов.

Следует заметить, что положение, установленное ч. 4 ст. 30 Закона, носит императивный характер и не допускает какой-либо вариативности в его исполнении или толковании.

Е. А.Башарин

Юридическая компания "Юново"

15.12.2010