Каков порядок учета коммерческой организацией в целях исчисления налога на прибыль субсидии, полученной из федерального бюджета, на основании заключенного с Министерством образования и науки РФ договора для реализации комплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства, выполняемого с участием российского высшего учебного заведения?

Ответ:

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО

от 14 декабря 2010 г. N 16-15/131554@

При решении вопроса о порядке учета в целях налогообложения прибыли субсидий, полученных коммерческими организациями в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, необходимо учитывать следующее.

Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, исчисляемая путем уменьшения полученных доходов на величину произведенных расходов (для российских организаций), которые определяются в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ.

К доходам в целях налогообложения прибыли относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы (п. 1 ст. 248 НК РФ).

Статьей 250 НК РФ установлен открытый перечень внереализационных доходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций.

В свою очередь перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, установленный ст. 251 НК РФ, является закрытым.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления из бюджета. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Таким образом, для признания поступлений из бюджета целевыми в понятии, приведенном в п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ, необходимо одновременное выполнение следующих обязательных условий:

- средства направляются в организацию напрямую из бюджета;

- полученные средства должны носить целевой характер;

- налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Порядок предоставления средств из бюджета установлен Бюджетным кодексом РФ.

Перечень организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета, указан в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ. Коммерческие организации в данном перечне не перечислены, следовательно, они не могут являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в Бюджетном кодексе РФ и НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются в том числе на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, то есть в рамках осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, полученные коммерческими организациями субсидии не признаются целевыми поступлениями в понятии, приведенном в п. 2 ст. 251 НК РФ, и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов. При этом в силу того обстоятельства, что расходы, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий.

Данные субсидии не подлежат отдельному учету, и, соответственно, организация не обязана отчитываться перед налоговым органом о расходовании указанных средств.

Основание: Письма Минфина России от 14.08.2009 N 03-03-05/156, от 26.12.2008 N 03-03-06/1/723 и от 30.05.2007 N 07-05-06/141.

Заместитель

руководителя Управления

советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

О. В.ЧЕРНИЧУК

14.12.2010