Решением арбитражного суда организация была признана несостоятельной (банкротом), в отношении нее введена процедура конкурсного производства и утвержден конкурсный управляющий. Административным органом была проведена проверка деятельности арбитражного управляющего по соблюдению законодательства о несостоятельности (банкротстве). В ходе проверки выявлено несоблюдение управляющим установленной типовой формы ведения реестра требований кредиторов, а именно: в конце каждой страницы реестра отсутствуют фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего и дата. В результате вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ. Правомерно ли это?

Ответ: При несоблюдении арбитражным управляющим установленной типовой формы ведения реестра требований кредиторов (отсутствие в конце каждой страницы реестра фамилии, имени, отчества арбитражного управляющего и даты) он может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Однако данное правонарушение может быть признано малозначительным.

Обоснование: В рассматриваемом случае конкурсным управляющим не соблюдена типовая форма ведения реестра требований кредиторов, а именно: в конце каждой страницы реестра отсутствуют фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего и дата.

Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2004 N 233 утверждена Типовая форма реестра требований кредиторов (далее - типовая форма).

Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2004 N 234 утверждены Методические рекомендации по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов (далее - Методические рекомендации).

Пунктом 1.15 Методических рекомендаций установлено, что в конце каждой страницы реестра требований кредиторов арбитражный управляющий указывает свои фамилию, имя, отчество, ставит подпись и дату.

Согласно Письму Минюста России от 30.09.2004 N 07/9272-ЮД Методические рекомендации не нуждаются в государственной регистрации.

В соответствии с п. 2 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) конкурсный управляющий обязан вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено Законом N 127-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 16 Закона N 127-ФЗ реестродержатель обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральными стандартами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, касающимися содержания и порядка ведения реестра требований кредиторов.

В соответствии с ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 21.04.2005 N 122-О, положения ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов. При этом следует иметь в виду, что назначение административного наказания за нарушение тех или иных правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти, возможно лишь при наличии закрепленных в ст. 2.1 КоАП РФ общих оснований привлечения к административной ответственности, предусматривающих необходимость доказывания в действиях (бездействии) физического или юридического лица признаков противоправности и виновности.

В рассматриваемой ситуации конкурсный управляющий ссылается на то, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.

Однако ФАС Северо-Западного округа в своем Постановлении от 01.10.2008 N А66-2676/2008 пришел к выводу о том, что нарушение Методических рекомендаций образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ. Однако суд, ссылаясь на ст. 2.9 КоАП РФ и п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", пришел к выводу о том, что данные действия не представляют существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем совершенное управляющим правонарушение является малозначительным.

Аналогичная позиция содержится в Постановлении ФАС Уральского округа от 10.08.2009 N Ф09-5669/09-С1.

Однако ФАС Северо-Кавказского округа в своем Постановлении от 29.05.2007 N Ф08-2647/2007-1100А пришел к выводу о правомерности привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ в связи с несоблюдением установленной типовой формы.

М. А.Зубко

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

14.12.2010