Орган по управлению имуществом (арендодатель) и организация заключили договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, для строительства газопровода. На основании ст. 45 ЛК РФ договор был заключен без проведения торгов

Позже линейный объект, построенный на данном участке, был введен в эксплуатацию.

Правомерно ли в данном случае установление договором аренды размера арендной платы выше минимальных ставок арендной платы за пользование лесным участком, предусмотренных Правительством РФ?

Ответ: Установление размера арендной платы выше минимальных ставок арендной платы за пользование лесным участком, предусмотренных Правительством РФ, неправомерно, поскольку в данном случае договор аренды лесного участка был заключен сторонами не по результатам проведения торгов.

Обоснование: Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. ст. 67, 69 и 92 ЛК РФ.

В силу ч. 1 ст. 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 72 ЛК РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

Согласно ч. 1 ст. 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с ч. 2, 3 и 4 ст. 73 ЛК РФ.

На основании ч. 4 ст. 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных ч. 3 ст. 74 ЛК РФ.

В силу п. 3 ч. 3 ст. 74 ЛК РФ без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются для заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со ст. ст. 43 - 46 ЛК РФ.

Так, в частности, ст. 45 ЛК РФ определяет порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

В данном случае лесной участок был предоставлен организации в аренду для строительства газопровода.

Предоставление лесных участков для строительства газопровода относится к случаям использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Следовательно, в данной ситуации лесной участок был правомерно предоставлен организации в аренду без проведения торгов.

Согласно ч. 3 ст. 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено ЛК РФ.

Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов установлены таблицей 16 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).

В п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" разъяснено, что по смыслу п. 4 ст. 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.

Таким образом, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26.11.2013 N А13-449/2013 указано, что согласно п. 2 ст. 614 ГК РФ размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В тех случаях, когда в соответствии с законом торги на право заключения договора аренды не проводились, условия договоров аренды государственного или муниципального имущества, предусматривающие взимание с арендатора дополнительно к регулируемой арендной плате платы за право на заключение договора аренды, являются ничтожными (ст. ст. 168 и 614 ГК РФ).

В итоге суд пришел к выводу о том, что установление размера арендной платы за пользование лесным участком выше минимальных ставок арендной платы, предусмотренных Правительством РФ, может иметь место лишь при заключении договоров аренды на торгах, когда начальная цена за единицу формируется на основе минимальных ставок арендной платы, а конечная - по результатам торгов.

Поскольку в данном случае договор аренды лесного участка был заключен сторонами не по результатам проведения торгов, основания для установления размера арендной платы за пользование лесным участком выше минимальных ставок арендной платы, предусмотренных Правительством РФ, у органа по управлению имуществом отсутствуют.

Е. В.Соснов

Советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

10.02.2014