Земельный участок, находящийся в собственности РФ, относится к категории земель населенных пунктов; согласно кадастровому паспорту для земельного участка установлен вид разрешенного использования "для эксплуатации аэропорта"

Организация приобрела в собственность 20 объектов недвижимости, расположенных на указанном земельном участке, и фактически использовала его в своей деятельности.

Затем организация обратилась в орган по управлению имуществом с заявлением о приватизации указанного земельного участка.

Орган управления имуществом отказал заявителю в приватизации земельного участка со ссылкой на то, что истребуемый заявителем земельный участок ограничен в обороте.

При этом после подачи заявления о приватизации в связи с окончанием срока действия сертификата соответствия аэропорта и исключением его из государственного реестра аэропортов РФ вид разрешенного использования данного участка был изменен согласно новому кадастровому паспорту на "Парки грузового автомобильного транспорта, спецтранспорта".

Правомерны ли действия органа по управлению имуществом?

Ответ: Действия органа по управлению имуществом, отказавшего организации в приватизации земельного участка, на котором расположены принадлежащие ей здания, неправомерны, поскольку отсутствовали основания для отказа в приватизации указанного земельного участка. Организация приобрела в собственность объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, и фактически использовала этот участок в своей деятельности, что говорит о его оборотоспособности.

Обоснование: В силу п. 3 ст. 40 Воздушного кодекса РФ аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.

В соответствии с п. 1 ст. 40 ВК РФ аэродром - участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

В силу п. 1 ст. 41 ВК РФ гражданские аэродромы и аэропорты подлежат государственной регистрации с включением данных о них соответственно в Государственный реестр гражданских аэродромов Российской Федерации и Государственный реестр аэропортов Российской Федерации только при наличии сертификатов (свидетельств) годности. Ведение указанных реестров возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации.

На основании ст. 43 ВК РФ земельный участок, предназначенный для размещения аэродрома, аэропорта или объекта единой системы организации воздушного движения, поверхностный водный объект, предназначенный для размещения аэродрома, предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 90 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.

В силу пп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.

Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.

В силу п. 1 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Следовательно, собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение их в аренду.

Данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого таким зданием, строением, сооружением, либо на приобретение этого участка в аренду.

Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

В соответствии с абз. 3 п. 4 ст. 28 ЗК РФ запрет на приватизацию земельных участков установлен федеральными законами.

В рассматриваемом случае орган по управлению имуществом отказал в приватизации земельного участка на том основании, что этот участок является ограниченным в обороте.

Рассмотрим пример из судебной практики.

В Постановлении ФАС Московского округа от 05.12.2013 N Ф05-13267/2013 указано, что в результате приобретения организацией 43 объектов недвижимости, расположенных на муниципальном земельном участке, к ней перешло право пользования данным земельным участком. В связи с этим земельный участок не является изъятым из оборота и указанная организация обладает правом на его выкуп в свою собственность.

Также суд, учитывая то, что фактически земельный участок использовался в соответствии с видом разрешенного использования "Парки грузового автомобильного транспорта, спецтранспорта", отметил, что оснований для вывода о том, что участок, согласно ст. 27 ЗК РФ, относится к землям, ограниченным в обороте либо изъятым из оборота, не имеется.

В описанной в вопросе ситуации организация приобрела в собственность 20 объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, находящемся в собственности РФ. Следовательно, она обладает исключительным правом на приватизацию указанного земельного участка.

Отметим, что организация фактически использовала этот земельный участок в своей деятельности, поэтому основания для вывода о том, что он относится к ограниченным в обороте, отсутствуют.

Кроме того, изменение вида разрешенного использования земельного участка на "Парки грузового автомобильного транспорта, спецтранспорта" также свидетельствует о том, что указанный участок является оборотоспособным.

Следовательно, у органа по управлению имуществом не имелось оснований для отказа в приватизации указанного земельного участка.

Е. В.Соснов

Советник государственной

гражданской службы РФ

1 класса

10.02.2014