В 2002 г. между ОАО и сособственниками сформированного в установленном законом порядке земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью более 10 тыс. га заключен договор аренды сроком на 10 лет

В 2010 г., получив письменное согласие арендатора (ОАО), участники долевой собственности провели общее собрание, на котором приняли решение о выделении в счет 776 земельных долей земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью более 8 тыс. га с целью заключения нового договора аренды с ОАО сроком до 2022 г. При этом часть сособственников земельного участка не производят выделение земельных участков в счет принадлежащих им земельных долей и остаются в исходном земельном участке.

В случае выделения земельного участка в счет земельных долей (земли сельскохозяйственного назначения) необходимо ли каждому собственнику, кроме оплаты государственной пошлины за регистрацию права общей долевой собственности в новом земельном участке в размере 50 руб., производить дополнительную оплату государственной пошлины за государственную регистрацию прекращения права общей долевой собственности в исходном земельном участке в размере 1000 руб.?

Распространяет ли свое действие на образуемые в настоящее время в результате выдела земельные участки Письмо Минфина России от 16.01.2008 N 03-05-04-03/01?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМА

от 13 декабря 2010 г. N 03-05-05-03/54, от 13 декабря 2010 г. N 03-05-06-03/135

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросам уплаты государственной пошлины при выделе участниками долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и сообщает, что, поскольку не представлены необходимые документы по существу затронутого вопроса, дать однозначный ответ не представляется возможным.

При этом сообщаем, что ст. 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что государственная пошлина является сбором, взимаемым с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных данной главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований ст. 4 данного Федерального закона.

Согласно п. 2 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 11.4 ЗК РФ, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 11.5 ЗК РФ выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.

В соответствии с п. 4 ст. 22.2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков. Положения данного пункта не применяются при государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при выделе из земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности более чем пяти лиц.

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 18 Закона N 122-ФЗ, если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав (далее - ЕГРП), уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в ЕГРП без заявления правообладателя и без повторной регистрации при внесении в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" этих сведений в государственный кадастр недвижимости.

Таким образом, по мнению Департамента, изменение сведений ЕГРП в отношении измененного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется без уплаты государственной пошлины.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, контроль за деятельностью территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) относится к компетенции Росреестра.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. В.РАЗГУЛИН