В двух многоквартирных домах, в которых в 2009 г. создано ТСЖ, ни разу не был осуществлен капитальный ремонт. Инженерные сети, канализации, кровля крыши находятся в неудовлетворительном состоянии. К отопительному сезону 2009 - 2010 гг. руководством ТСЖ была проведена большая подготовительная работа за счет платежей на содержание и ремонт общего имущества
В 2010 г. указанные многоквартирные дома вошли в программу по капитальному ремонту домов в рамках реализации положений Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ, но деньги ТСЖ не получило, так как основные средства были отданы муниципальному образованию. В связи с этим дома были подготовлены к зиме за счет платежей на содержание и ремонт общего имущества.
Согласно ст. 135 Жилищного кодекса РФ ТСЖ является некоммерческой организацией, объединением собственников помещений в многоквартирном доме. ТСЖ создано для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, а также обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Средства ТСЖ состоят, в частности, из обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества.
ТСЖ осуществляет некоммерческую деятельность и существует только на членские взносы. Все собственники помещений оплачивают расходы, связанные с осуществлением уставной деятельности ТСЖ (т. е. расходы на управление общим имуществом, его содержание, сохранение, текущий ремонт), в форме регулярно (ежемесячно) вносимых членских взносов в соответствии с уставом и учетной политикой ТСЖ. При осуществлении уставной деятельности ТСЖ членские взносы фактически являются обязательными платежами. В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ членские взносы на содержание некоммерческой организации и ведение ее уставной деятельности признаются целевыми поступлениями и не учитываются при определении налоговой базы в целях исчисления налога на прибыль, а также налога, подлежащего уплате в связи с применением УСН.
ТСЖ применяет УСН (объект налогообложения - "доходы"). В 2009 г. ТСЖ не включило обязательные платежи (членские взносы) в доходы, так как считало их целевыми платежами на ведение уставной деятельности. Налоговый орган требует уплаты налога в связи с применением УСН за 2009 г., так как считает платежи доходами.
Правомерна ли позиция налогового органа в целях применения УСН?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 декабря 2010 г. N 03-11-06/2/187
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение товарищества собственников жилья и по вопросу налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения средств, полученных товариществом собственников жилья от своих членов на оплату коммунальных услуг, на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, сообщает следующее.
В соответствии со ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья (далее - ТСЖ) признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Средства ТСЖ состоят, в частности, из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества.
Пунктом 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 251 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Таким образом, ТСЖ, применяющее упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы не учитывает вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, а также отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья его членами.
Что касается других обязательных платежей, поступающих ТСЖ, то в соответствии со ст. 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Таким образом, суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет ТСЖ, с учетом положений ст. 249 Кодекса должны учитываться в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В случае заключения ТСЖ агентских договоров следует иметь в виду, что согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
В соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Статьей 1011 ГК РФ установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные гл. 51 "Комиссия" ГК РФ, если эти правила не противоречат положениям данной главы ГК РФ или существу агентского договора.
Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.
Согласно положениям п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2004 N 85 сделка, совершенная до заключения договора комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента.
В связи с этим при агентском договоре сделка с третьими лицами агентом, выступающим от своего имени, но за счет принципала, должна быть совершена после заключения агентского договора и только в интересах принципала.
При соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего упрощенную систему налогообложения, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. В.РАЗГУЛИН
13.12.2010