Обязан ли временно пребывающий в РФ иностранный гражданин, принимающая сторона которого (российская организация) передала ему отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания, возвратить принимающей стороне данный документ?
Ответ: На основании ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ) временно пребывающие в РФ иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной не позднее трех рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в РФ (ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона N 109-ФЗ постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с данной статьей.
В силу пп. "б" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных ч. 3 и 3.1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания.
Законом N 109-ФЗ не установлена обязанность для иностранных граждан возвратить принимающей стороне рассматриваемый документ.
Дополнительно отметим следующее.
Согласно ч. 2 ст. 23 Закона N 109-ФЗ снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета после получения в установленном порядке от принимающей стороны отрывной части бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания с указанием в этой части бланка даты убытия данного иностранного гражданина из места пребывания. Отрывная часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания должна быть направлена принимающей стороной в соответствующий орган миграционного учета не позднее чем через два дня со дня убытия данного иностранного гражданина из места пребывания.
На основании ч. 4 ст. 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из судебной практики направление копий отрывных бланков уведомлений о прибытии иностранных граждан по месту пребывания в орган миграционного учета не признается в качестве надлежащего исполнения принимающей стороной требований миграционного законодательства, так как на принимающую сторону возложена обязанность представить в территориальный орган миграционного учета оригинал, а не копию отрывного бланка уведомления (Постановление ФАС Московского округа от 09.10.2009 N КА-А40/10474-09 по делу N А40-90083/08-72-681).
Суды приходят к выводу о том, что те факты, когда при убытии из места пребывания иностранные граждане не возвращают принимающей стороне отрывную часть уведомления о прибытии, не свидетельствуют об отсутствии вины организации в совершении административного правонарушения (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.12.2009 по делу N А56-9252/2009).
Также суды отмечают, что Закон N 109-ФЗ не устанавливает порядок получения принимающей стороной от иностранного гражданина уведомления о прибытии при необходимости снятия этого гражданина с миграционного учета. Однако в силу того, что ч. 2 ст. 23 Закона N 109-ФЗ содержит императивную норму о том, кто именно и в какие сроки должен представить в орган миграционного учета отрывную часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания с указанием в этой части бланка даты убытия, коллегия считает, что принимающая сторона должна была принять все зависящие от нее меры для получения от иностранного гражданина данного уведомления (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2010 N 05АП-5315/2010 по делу N А24-2670/2010).
Принимающей стороне следует разъяснить иностранному лицу необходимость возврата указанного документа принимающей стороне ко времени истечения установленного срока пребывания, тем более что при выезде из Российской Федерации оригинал данного документа иностранному гражданину не требуется (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.06.2009 по делу N А40-89007/08-79-675).
Таким образом, несмотря на то что Законом N 109-ФЗ не установлена обязанность иностранного гражданина возвращать принимающей стороне отрывную часть бланка уведомления о прибытии, принимающей стороне следует принять меры к получению от иностранного гражданина указанного документа.
Д. В.Комаров
Аппарат Комитета
Совета Федерации по бюджету
10.12.2010