Актуальные проблемы совершенствования законодательства о создании коммерческих организаций

(Тониян В. В.) ("Юрист", 2005, N 8) Текст документа

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЗДАНИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В. В. ТОНИЯН

Тониян В. В., заместитель генерального директора фирмы "Юридическая Палата", аспирант Московской государственной юридической академии, кафедра предпринимательского права.

По состоянию на 1 января 2005 г. количество созданных путем учреждения вновь юридических лиц, запись о которых внесена в Единый государственный реестр юридических лиц, составляло 688872, в том числе коммерческих организаций - 570073 <*>. Приведенные данные позволяют говорить об актуальности проблем создания коммерческих организаций для современного российского общества. -------------------------------- <*> По данным, размещенным в сети Internet на официальном сайте Федеральной налоговой службы России www. nalog. ru.

Настоящая статья посвящена проблемам совершенствования законодательства о создании коммерческих организаций. Все сказанное в настоящем исследовании о юридических лицах распространяется на коммерческие организации как на их вид. Анализ российского законодательства о создании коммерческих организаций позволяет выделить определенные принципы, на основе которых строится и функционирует данный институт, а именно: принцип законности; принцип достоверности; принцип инициативности; принцип последующего контроля за соблюдением принципов законности и достоверности при создании коммерческих организаций; принцип единообразия; принцип поэтапности. В механизме создания коммерческих организаций существенную роль играет учредительская деятельность, поскольку без нее невозможно соблюдение предварительных условий, необходимых для последующей государственной регистрации создаваемого субъекта и приобретения им предпринимательской правоспособности. Необходимо отметить, что отношения, возникающие в процессе государственной регистрации юридических лиц, широко обсуждаемы российскими учеными-правоведами, в то время как проблемам учреждения данных субъектов внимания уделяется явно недостаточно. Сегодня учредительская деятельность остается практически за пределами научных дискуссий и требует для своего эффективного осуществления разработки теоретической базы и четкой правовой регламентации. Исследование законодательства о создании коммерческих организаций показало, что в нормативно-правовых актах отсутствует законодательное определение таких базовых понятий рассматриваемого института, как "учредитель" и "учреждение коммерческой организации". Необходимо отметить, что из данных понятий законодательно определено только понятие "учредитель" применительно к процессу учреждения акционерного общества <*>, однако в нем учтены не все конституирующие признаки рассматриваемого явления, в силу чего оно не может быть распространено на учредителей других коммерческих организаций (например, унитарных предприятий). -------------------------------- <*> См.: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. от 29 декабря 2002 г.). Ст. 10 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 1. Ст. 1; 2005. N 1 (ч. I). Ст. 18.

Анализ нормативно-правовых актов, проведенный с учетом существующих в правовой теории точек зрения <*>, позволяет заключить, что понятию "учредитель коммерческой организации" присущи такие признаки, как инициирование процесса создания коммерческой организации, принятие в установленной форме решения о ее создании, утверждение устава и (или) подписание учредительного договора; участие в формировании имущественной основы коммерческой организации путем передачи части своего имущества в ее уставный (складочный) капитал (фонд), направленность деятельности на исполнение всех условий, необходимых для создания коммерческой организации. Вышесказанное может быть полностью распространено на понятие "учредитель юридического лица". -------------------------------- <*> См., например: Учение об акционерных компаниях / Тарасов И. Т., Ем В. С., Козлова Н. В. и др. М.: Статут, 2000. С. 198; Молотников А. Е. АО и ООО: две формы ведения бизнеса. М.: ЗАО "Издательский Дом "Главбух", 2003. С. 15; Могилевский С. Д. Правовые основы деятельности акционерных обществ: Учеб.-практич. пособие. М.: Дело, 2004. С. 32; Козлова Н. В. Гражданско-правовая природа отношений между юридическим лицом и его учредителями. (Начало) // Законодательство. М., 2004. N 7. С. 55.

Поскольку учредители несут ответственность за нарушения законодательства, допущенные в процессе создания юридического лица, то необходимо законодательно закрепить определение указанного понятия, содержащее его конституирующие признаки и позволяющее квалифицировать конкретного субъекта как учредителя юридического лица. На основании изложенного необходимо внести изменения в ст. 52 Гражданского кодекса РФ, а именно дополнить п. 1 указанной статьи абзацем 4 следующего содержания: "Учредителем юридического лица является субъект права, инициировавший создание юридического лица, принявший решение о создании и совершивший все действия для исполнения всех условий, необходимых для его создания, в том числе участвовавший в утверждении устава, подписании учредительного договора и формировании имущественной основы юридического лица". Учреждение юридического лица, в том числе коммерческой организации, представляет собой процесс, основными этапами которого являются принятие предварительного решения о создании юридического лица и принятие решения об учреждении юридического лица. Первым в ряду фактов, опосредующих учреждение организации, является принятие учредителем (учредителями) предварительного решения о его создании. На данном этапе учредители совершают комплекс подготовительных действий, явно свидетельствующих об их намерении создать юридическое лицо. К таким действиям относятся, в частности, составление бизнес-плана будущей организации, разработка учредительных документов, выбор ее наименования, поиск помещения для ее местонахождения, подбор кандидатур для избрания в органы юридического лица, открытие накопительного банковского счета для внесения уставного капитала и т. д. На мой взгляд, подобные действия, определенно выражающие намерение учредителей в будущем принять окончательное решение о создании юридического лица, представляют собой последствия принятия учредителями предварительного решения о его создании. Единственным учредителем предварительное решение принимается, как правило, в устной форме. В случае принятия предварительного решения о создании юридического лица несколькими учредителями оно облекается в письменную форму с целью регламентации отношений учредителей по созданию нового субъекта права. После принятия учредителями предварительного решения о создании юридического лица и совершения подготовительных действий, явно свидетельствующих об этом, учредители принимают окончательное решение о создании юридического лица. Окончательное решение о создании юридического лица именуется в законодательстве "решением об учреждении". Зачастую в нормативно-правовых актах отсутствует разграничение предварительного и окончательного решений учредителей о создании юридического лица, что приводит к смешению двух самостоятельных юридических фактов, а также влечет неверную оценку значения и правовых последствий каждого из них. Например, в Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <*> (далее - Закон N 161-ФЗ) употребляются два понятия: "решение об учреждении унитарного предприятия" (используется в ст. 8 данного нормативного акта) и "решение о создании унитарного предприятия" (используется в ст. 20). Несмотря на отсутствие расшифровки данных понятий, анализ их употребления в тексте данного нормативно-правового акта позволяет заключить, что законодатель использует их в качестве синонимов. Однако применение этих понятий, а также их разграничение должно быть основано на научном понимании правовой природы и учете правовых последствий каждого из них. В связи с изложенным положение пп. 1 п. 1 ст. 20 Закона N 161-ФЗ, определяющее полномочия собственника имущества унитарного предприятия, является неточным и должно быть сформулировано следующим образом: "1) принимает решение об учреждении унитарного предприятия". Считаю, что уточнение формулировки пп. 1 п. 1 ст. 20 Закона N 161-ФЗ послужит, помимо прочего, разработке понятийного аппарата института создания юридического лица в России, который в настоящее время практически отсутствует. -------------------------------- <*> См.: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (в ред. от 8 декабря 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 48. Ст. 4746; 2003. N 50. Ст. 4855.

Решение об учреждении принимается учредительным собранием и оформляется его протоколом. Если учреждение юридического лица осуществляется одним лицом, решение об учреждении принимается им единолично. Решение об учреждении юридического лица всегда принимается в письменной форме и должно содержать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения юридического лица, утверждения его устава, избрания органов управления, утверждения денежной оценки неденежных вкладов в уставный капитал. Решение об учреждении акционерного общества, принимаемое одним лицом, кроме того, должно содержать сведения о размере уставного капитала, категории (типы) акций, размер и порядок их оплаты. Для правильного применения законодательства о создании коммерческих организаций стратегически важно иметь четкий понятийный аппарат данного явления, который в настоящее время отсутствует. Так, современное российское законодательство не содержит определения понятия "учреждение коммерческой организации". Несмотря на то что в нормативно-правовых актах содержится немало норм, подлежащих применению в процессе учреждения юридического лица, отсутствие определения используемого понятия зачастую затрудняет установление его точного смысла. Так, например, допускается смешение понятий "учреждение юридического лица", "создание юридического лица" и "образование юридического лица". Законодатель не дает определения ни одному из вышеуказанных понятий, часто употребляет их как синонимы <*>. -------------------------------- <*> См., например: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 21 марта 2005 г.). Ст. 61, 98 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301; 2005. N 13. Ст. 1080.

Кроме того, практически отсутствует комплексный подход к правовому регулированию создания коммерческих организаций, следствием чего является наличие у большинства российских предпринимателей искаженного представления о правовой природе учредительской деятельности и ее значении как этапа в формировании правоспособности создаваемого субъекта права. Как правило, на практике вопросам учредительства уделяется второстепенное значение, и широко распространено мнение, что коммерческие организации не создаются, а "регистрируются". Такое представление в будущем, уже после государственной регистрации, влечет многочисленные сложности для созданных юридических лиц и их учредителей. В связи с этим актуальной проблемой является внедрение в законодательство комплексного подхода к правовой регламентации отдельных этапов создания коммерческих организаций, суть которого заключается в рассмотрении учреждения и государственной регистрации как последовательно сменяющих друг друга, взаимосвязанных и взаимообусловленных стадий процесса создания нового субъекта предпринимательской активности с учетом их взаимных связей и правовых последствий. В связи с вышеизложенным необходимо дополнить Гражданский кодекс РФ статьей 50.1, содержащей законодательное определение таких основополагающих понятий, как "создание юридического лица", "учреждение юридического лица", сформулировав ее следующим образом: "Статья 50.1. Создание юридического лица 1. Создание юридического лица представляет собой деятельность граждан и (или) юридических лиц, государственных и муниципальных органов по учреждению и государственной регистрации юридического лица, направленную на приобретение им правоспособности. 2. Создание юридического лица осуществляется путем его учреждения и последующей государственной регистрации. 3. Учреждение юридического лица представляет собой деятельность учредителей по совершению подготовительных действий и выполнению требований законодательства в целях принятия решения об учреждении и последующей государственной регистрации юридического лица". Государственная регистрация играет конституирующую роль в механизме создания юридического лица, поскольку без нее невозможно вхождение данных субъектов в хозяйственный оборот. Однако многие ее проблемы так и не получили в действующем законодательстве должного разрешения. Кроме того, появились новые проблемы государственной регистрации, не существовавшие ранее, причем большинство из них вызвано отменой предварительного контроля за созданием юридических лиц со стороны регистрирующего органа. Так, широкое распространение получила практика предоставления для государственной регистрации недостоверных сведений, регистрация фирм по недействительным паспортам, регистрация коммерческих организаций с дублирующими друг друга наименованиями, произвольное использование в наименованиях юридических лиц элементов государственной символики, а также слов "российский" и "федеральный". Это лишь некоторые, наиболее очевидные пробелы Закона о регистрации, создающие благодатную почву для всевозможного рода злоупотреблений. Очевидно, что сложившаяся ситуация требует немедленного нормативно-правового разрешения. Однако Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <*> (далее - Закон о регистрации), установивший в ст. 23 закрытый перечень оснований для отказа в государственной регистрации, а именно: непредставление определенных Законом о регистрации необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган, а также случай, предусмотренный п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 Закона о регистрации, не содержит варианта решения столь актуальных для практики вопросов. -------------------------------- <*> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. от 2 ноября 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431; 2004. N 45. Ст. 4377.

Результатом сложившейся ситуации стало принятие многочисленных подзаконных нормативно-правовых актов, направленных на решение конкретных практических проблем государственной регистрации. Так, в соответствии с письмом МНС РФ от 16 марта 2004 г. N 09-1-02/1012 <*> представление для государственной регистрации заявления, подписанного неуполномоченным лицом, квалифицируется как непредставление определенного Законом о регистрации документа и влечет отказ в государственной регистрации. -------------------------------- <*> Письмо МНС РФ от 16 марта 2004 г. N 09-1-02/1012. Текст письма официально опубликован не был.

Письмом МНС РФ от 11 мая 2004 г. N 09-0-10/1984 <*> установлен перечень граф документа, обязательных для заполнения заявителем, а также установлено, что при их незаполнении документ считается непредставленным и следует отказ в государственной регистрации по пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации. -------------------------------- <*> Письмо МНС РФ от 11 мая 2004 г. N 09-0-10/1984 "Об обеспечении полноты сведений, содержащихся в государственных реестрах, в целях реализации концепции "одного окна". Текст письма официально опубликован не был.

Письмом Федеральной налоговой службы от 1 февраля 2005 г. N 14-1-04/253@ "По вопросам государственной регистрации юридических лиц" <*> предписано в случае указания в заявлении, подаваемом для государственной регистрации юридического лица при создании адреса, в отношении которого в регистрирующем органе имеется документированная информация о его незаконном использовании, соответствующие пункты заявления считаются незаполненными, заявление - оформленным ненадлежащим образом и, следовательно, непредставленным. В данном случае регистрирующий орган также выносит решение об отказе в государственной регистрации юридического лица при создании по пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации. -------------------------------- <*> См.: Письмо Федеральной налоговой службы от 1 февраля 2005 г. N 14-1-04/253@ "По вопросам государственной регистрации юридических лиц" // Вестник Московского бухгалтера. 2005. N 8.

В соответствии с письмом Федеральной налоговой службы от 13 января 2005 г. N ШС-6-09/5@ "О временных методических рекомендациях" <*> для государственной регистрации, помимо документов, указанных в ст. 12 Закона о регистрации, юридическое лицо должно предоставить разрешение на использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в своем наименовании, а также документ, подтверждающий факт оплаты государственной пошлины за использование указанных наименований. При непредставлении указанных документов регистрирующий (налоговый) орган вправе отказать в регистрации такого юридического лица как не представившего полный пакет документов, необходимых для государственной регистрации. -------------------------------- <*> См.: Письмо Федеральной налоговой службы от 13 января 2005 г. N ШС-6-09/5@ "О временных методических рекомендациях" // Нормативные акты для бухгалтера. 2005. N 3.

В настоящее время действуют: Приказ МНС РФ и МВД РФ от 22 января 2004 г. N 77-АС-3-06/37 "Об объявлении Соглашения о взаимодействии МВД России и МНС России" <*>, Приказ МНС России и МВД России от 31 декабря 2003 г. N БГ-4-09/34дсп/1040дсп "О взаимодействии налоговых органов Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации по предоставлению сведений о физических лицах" <**>, а также Приказ МНС РФ от 21 июля 2004 г. N САЭ-3-09/433 "О совершенствовании организации работы по обеспечению достоверности сведений о физических лицах в информационных ресурсах налоговых органов" <***>. В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами при предоставлении в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации, в соответствующих графах которого содержатся сведения о паспортах, являющихся на основании информации, содержащейся в Справочнике недействительных паспортов ПИК "Недействительные паспорта", недействительными, регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации в связи с непредставлением необходимого для государственной регистрации документа - заявления. -------------------------------- <*> Приказ МНС РФ и МВД РФ от 22 января 2004 г. N 77-АС-3-06/37 "Об объявлении Соглашения о взаимодействии МВД России и МНС России". Текст приказа размещен на сайте Федеральной налоговой службы России в Internet www. nalog. ru. <**> Документ официально опубликован не был. <***> Приказ МНС РФ от 21 июля 2004 г. N САЭ-3-09/433 "О совершенствовании организации работы по обеспечению достоверности сведений о физических лицах в информационных ресурсах налоговых органов" // Вестник Московского бухгалтера. 2004. N 33.

Перечисленные выше примеры ведомственного нормотворчества находят свое продолжение в материалах судебной практики <*> и объективно свидетельствуют о необходимости возврата к принципу предварительного контроля за созданием юридических лиц на стадии их государственной регистрации. -------------------------------- <*> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 апреля 2004 г. N КГ-А40/3170-04, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 декабря 2003 г. N А56-21406/03, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 декабря 2004 г. N А56-7357/04.

Однако фактическое расширение подзаконными нормативными актами закрытого перечня оснований для отказа в государственной регистрации, установленного ст. 23 Закона о регистрации, представляется неоправданным и, более того, опасным для всей системы государственной регистрации юридических лиц в целом. Напомним, что до принятия Закона о регистрации федеральное законодательство в рассматриваемой области практически отсутствовало, следствием чего явилось ничем не ограниченное нормотворчество субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по данным вопросам. В результате процедура создания юридических лиц превратилась в весьма сложный процесс, в своего рода бюрократический барьер, который было необходимо преодолеть лицам, пожелавшим создать юридическое лицо. На мой взгляд, издание подзаконных нормативно-правовых актов, противоречащих Закону о регистрации, в том числе фактически расширяющих установленный им закрытый перечень оснований отказа в регистрации, способно разрушить все достижения нового порядка государственной регистрации и привести к возврату проблем, существовавших до принятия данного Закона. Практические проблемы государственной регистрации, упомянутые в настоящей статье, должны решаться на законодательном уровне путем введения предварительного контроля за созданием юридических лиц и внесения изменений в перечень оснований отказа в государственной регистрации, а именно дополнения п. 1 ст. 23 Закона о регистрации подпунктами "г", "д", "е", указывающими на случаи: "г) выявления регистрирующим органом недостоверности предоставленных для государственной регистрации сведений; д) несоответствия предоставленных для государственной регистрации учредительных документов требованиям законодательства; е) нарушения установленного законодательством порядка создания юридического лица". Серьезным недостатком Закона о регистрации является то, что в нем ничего не сказано о необходимости представления в регистрирующий орган документов, подтверждающих местонахождение юридического лица, указанное в учредительных документах, что позволяет учредителям указывать в качестве местонахождения любой адрес, даже несуществующий. Кроме того, в ст. 12 Закона о регистрации среди документов, представляемых регистрирующему органу, не упоминаются документы, подтверждающие оплату на момент регистрации юридического лица части его уставного (складочного, паевого) капитала, что позволяет создавать юридические лица без реального имущественного обеспечения. На основании изложенного необходимо дополнить ст. 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", устанавливающую перечень документов, предоставляемых для государственной регистрации юридических лиц, подпунктами "ж" и "з" следующего содержания: "ж) письмо о подтверждении места нахождения юридического лица, выполненное по форме, утвержденной Правительством России; з) документ об оплате уставного капитала юридического лица в соответствии с законодательством России". Для решения проблемы дублирования наименований создаваемых юридических лиц целесообразно ввести процедуру резервирования наименований в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), а также проверку регистрирующим органом их неповторяемости. Для этого необходимо дополнить ст. 12 Закона о регистрации, устанавливающую перечень документов, подаваемых для государственной регистрации, подпунктом "е", сформулированным следующим образом: "е) заключение регистрирующего органа об отсутствии в Едином государственном реестре юридических лиц наименований, идентичных предполагаемому наименованию юридического лица и его резервировании". Кроме того, необходимо дополнить Закон о регистрации ст. 12.1 следующего содержания: "Статья 12.1. Проверка наименования юридического лица 1. До заключения учредительного договора либо договора о создании юридического лица учредители либо один из них представляют в регистрирующий орган запрос о наличии или отсутствии в Едином государственном реестре юридических лиц наименований юридических лиц, идентичных предполагаемому наименованию юридического лица. В случае если единственным учредительным документом создаваемого юридического лица является устав, учредители представляют запрос до принятия решения о его утверждении. 2. Регистрирующий орган в срок не более пяти рабочих дней со дня получения запроса, указанного в пункте 1 настоящей статьи, выдает учредителям заключение либо о наличии в Едином государственном реестре юридических лиц наименований, идентичных предполагаемому наименованию юридического лица, либо об отсутствии в Едином государственном реестре юридических лиц наименований, идентичных предполагаемому наименованию юридического лица и его резервировании за учредителями на срок три месяца с даты выдачи заключения. 3. Запрос, указанный в пункте 1 настоящей статьи, может быть направлен учредителями в регистрирующий орган почтовым отправлением. В указанном случае заключение регистрирующего органа, указанное в пункте 2 настоящей статьи, высылается в течение пяти рабочих дней после получения запроса по указанному учредителями почтовому адресу с уведомлением о вручении". В заключение отметим, что внедрение рекомендованных предложений по совершенствованию законодательства о создании коммерческих организаций будет способствовать надлежащему нормативно-правовому регулированию данного процесса и, как следствие, развитию и стабилизации рыночных отношений в России.

Название документа