О предоставлении в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; о возможности предоставления земельного участка, находящегося в аренде, третьему лицу

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 10 декабря 2010 г. N Д23-5074

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу оформления права аренды на земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и сообщает.

В соответствии с п. 1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с указанным Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности предусмотрен ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о КФХ).

Согласно п. 3 ст. 12 Закона о КФХ орган местного самоуправления на основании заявления или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Законом о КФХ.

В случае если подано два и более заявлений о предоставлении земельного участка, его предоставление осуществляется на торгах.

Необходимо отметить, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (ст. 42 ЗК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 46 ЗК РФ аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя, в том числе в случае:

использования земельного участка, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации и ее территориальные органы осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 23.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

По вопросу о возможности предоставления земельного участка, находящегося в аренде, сообщаем следующее.

Согласно п. 9 ст. 22 ЗК РФ при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в п. п. 5 и 6 данной статьи, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.

Дополнительно сообщаем, что в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации находится проект федерального закона N 130822-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения" (далее - законопроект).

Законопроектом предусмотрено в том числе, что рассмотрению в суде вопроса о прекращении прав собственности на земельный участок в связи с его неиспользованием по целевому назначению предшествует следующая процедура: органы, уполномоченные в сфере земельного контроля, выносят постановление в отношении собственника земельного участка об устранении земельного правонарушения в части неиспользования земельного участка, накладывают на него штраф и устанавливают срок для устранения правонарушения; в случае неисполнения собственником указанного предписания в установленный срок органы земельного контроля направляют необходимые документы в органы государственной власти субъекта Российской Федерации для обращения в суд по вопросу прекращения прав собственности на земельный участок либо установления повышенной ставки налога.

Заместитель директора

Департамента недвижимости

М. В.БОЧАРОВ

10.12.2010