Могут ли органы государственной власти и органы местного самоуправления предоставлять некоммерческим организациям льготы по уплате таможенных сборов?

Ответ: Как до вступления в силу Федерального закона от 05.04.2010 N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Закон N 40-ФЗ), так и после органы государственной власти и органы местного самоуправления могут предоставлять некоммерческим организациям льготы по уплате таможенных сборов.

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридическими лицами могут быть организации, в том числе не имеющие извлечение прибыли в качестве цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

При этом согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ), действующему до вступления в силу Закона N 40-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе в виде предоставления в соответствии с законодательством льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей некоммерческим организациям, созданным в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, других установленных законодательством целях, с учетом организационно-правовых форм некоммерческих организаций.

Законом N 40-ФЗ ст. 31 Закона N 7-ФЗ изложена в новой редакции, согласно п. 2 данной статьи оказание экономической поддержки некоммерческим организациям осуществляется в различных формах, в том числе:

1) размещения у некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";

2) предоставления гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3) предоставления некоммерческим организациям иных льгот.

Таким образом, в настоящее время данная статья прямо не предусматривает возможности предоставления некоммерческим организациям льгот по уплате таможенных сборов, однако необходимо учитывать, что перечень предоставляемых льгот является открытым.

При этом согласно ст. 11 Таможенного кодекса РФ таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 11 ТК РФ все иные понятия употребляются в ТК РФ в значениях, определенных в том числе законодательством РФ о налогах и сборах.

Понятие сбора в целях законодательства о налогах и сборах дано в п. 2 ст. 8 Налогового кодекса РФ, согласно которому под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

По нашему мнению, учитывая, что перечень предоставляемых некоммерческим организациям льгот является открытым, органы государственной власти и местного самоуправления могут предоставлять некоммерческим организациям льготы по уплате таможенных сборов.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

10.12.2010