Работник организации, которому установлен суммированный учет рабочего времени, отбыл для прохождения военных сборов. Каков в указанном случае порядок расчета среднего заработка, выплачиваемого работнику за время прохождения им военных сборов?

Ответ: В случае призыва работника организации, которому установлен суммированный учет рабочего времени, на военные сборы средний заработок работника рассчитывается в соответствии со ст. 139 Трудового кодекса РФ и определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику его работы в периоде, подлежащем оплате. При этом следует учитывать, что продолжительность рабочего времени в учетном периоде не должна превышать нормальную продолжительность рабочего времени.

Обоснование: Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает в том числе призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В соответствии с п. 1 ст. 54 Федерального закона N 53-ФЗ для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы.

Согласно п. 9 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности", призыв граждан на военные сборы осуществляется военными комиссариатами на основании указов Президента Российской Федерации.

Из изложенного следует вывод, что прохождение сборов, на которые гражданин был призван в установленном порядке, является обязанностью гражданина.

В то же время согласно ч. 1 ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

На основании ч. 2 названной статьи ТК РФ государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных ч. 1 настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.

Пунктом 2 ст. 6 Федерального закона N 53-ФЗ предусмотрено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы. Им выплачиваются также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - воинская часть), оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути.

Из изложенного следует, что организация обязана не только освободить работника от работы на время призыва на военные сборы, но и выплатить ему средний заработок за время прохождения работником военных сборов.

Частью 1 ст. 139 ТК РФ предусмотрено, что для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ, устанавливается единый порядок ее исчисления.

Принимая во внимание, что ТК РФ прямо не содержит указания на то, что за работником на время прохождения последним военных сборов сохраняется средний заработок, а выплата среднего заработка предусмотрена Федеральным законом N 53-ФЗ, можно сделать вывод, что законодательством о воинской обязанности должен быть предусмотрен специальный порядок расчета среднего заработка.

Однако законодательство о воинской обязанности не содержит порядка и способа расчета среднего заработка при прохождении работником военных сборов, следовательно, при расчете среднего заработка организации надлежит руководствоваться ст. 139 ТК РФ и Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".

Согласно п. 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922, при определении среднего заработка используется средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, а также для других случаев, предусмотренных ТК РФ, кроме случая определения среднего заработка работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени.

Пунктом 13 названного Положения оговорено, что при определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, используется средний часовой заработок.

Средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с п. 15 указанного Положения, на количество часов, фактически отработанных в этот период.

Средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате.

Таким образом, для расчета среднего заработка работникам, призванным для прохождения военных сборов, которым установлен суммированный учет рабочего времени, используется средний часовой заработок.

Данный порядок не противоречит положениям ст. 170 ТК РФ, так как нормы ст. 170 ТК РФ направлены в первую очередь на предоставление гарантий работникам и недопущение ухудшения положения работников в связи с исполнением государственных обязанностей.

Вместе с тем следует учитывать, что согласно ч. 2 ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Согласно ч. 1 ст. 104 ТК РФ, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года.

В соответствии с п. 1 Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 13.08.2009 N 588н, норма рабочего времени на определенные календарные периоды времени исчисляется по расчетному графику 5-дневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работы (смены):

при 40-часовой рабочей неделе - 8 часов;

при продолжительности рабочей недели менее 40 часов - количество часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на 5 дней.

Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на 1 час.

Исчисленная в таком порядке норма рабочего времени распространяется на все режимы труда и отдыха.

Таким образом, норма рабочего времени конкретного месяца рассчитывается следующим образом: продолжительность рабочей недели (40, 39, 36, 30, 24 и так далее часов) делится на 5, умножается на количество рабочих дней по календарю 5-дневной рабочей недели конкретного месяца и из полученного количества часов вычитается количество часов в данном месяце, на которое производится сокращение рабочего времени накануне нерабочих праздничных дней.

В аналогичном порядке исчисляется норма рабочего времени в целом за год: продолжительность рабочей недели (40, 39, 36, 30, 24 и так далее часов) делится на 5, умножается на количество рабочих дней по календарю 5-дневной рабочей недели в году и из полученного количества часов вычитается количество часов в данном году, на которое производится сокращение рабочего времени накануне нерабочих праздничных дней.

Из изложенного следует, что при расчете среднего заработка, выплачиваемого работнику организации, которому установлен суммированный учет рабочего времени, за время прохождения им военных сборов средний заработок нужно начислять с учетом того, что продолжительность рабочего времени в учетном периоде не должна превышать нормальную продолжительность рабочего времени.

Е. А.Башарин

Юридическая компания "Юново"

08.12.2010