Подлежат ли привлечению к административной ответственности за непредставление сведений о среднесписочной численности работников в налоговый орган должностные лица организации?

Ответ: Должностные лица организации подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях за непредставление сведений о среднесписочной численности работников в налоговый орган.

Согласно п. 3 ст. 80 Налогового кодекса РФ сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@, в налоговый орган по месту нахождения организации.

За непредставление в установленный срок в налоговые органы документов или иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, налагается административный штраф на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что должностные лица, которые уполномочены решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее его, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, если сочтут нарушение малозначительным.

Также в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (то есть, если с установленной даты представления сведений прошло больше одного года, привлечь к административной ответственности нельзя).

На основании ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении срок один год начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Длящимся является такое административное правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Поскольку в рассматриваемом случае срок представления сведений о среднесписочной численности работников установлен, данное правонарушение не является длящимся.

Обращаем также внимание на то, что в данной ситуации налогоплательщик может быть привлечен и к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере двухсот рублей за каждый непредставленный документ.

Н. Н.Лобанова

Консалтинговая группа "Аюдар"

08.12.2010