В результате проведения открытого конкурса на право заключить государственный контракт конкурсной комиссией заказчика заявке организации (ОАО) присвоен второй номер. Не согласившись с итогами открытого конкурса, организация (ОАО) подала в уполномоченный орган жалобу на действия конкурсной комиссии. Однако уполномоченным органом было принято решение о возвращении жалобы, поскольку в ней отсутствовали сведения о фамилиях, именах и отчествах членов котировочной комиссии. Правомерно ли решение уполномоченного органа?

Ответ: Решение уполномоченного органа о возврате жалобы в данном случае неправомерно.

Обоснование: В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) размещение заказа может осуществляться в том числе путем проведения торгов в форме конкурса.

Согласно ч. 1 ст. 20 Закона N 94-ФЗ под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

На основании ч. 1 ст. 57 Закона N 94-ФЗ любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ, действия (бездействие) конкурсной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа. Обжалование действий (бездействия) конкурсной комиссии в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ, не является препятствием для обжалования участником размещения заказа действий (бездействия) конкурсной комиссии в судебном порядке.

В силу ч. 2 ст. 57 Закона N 94-ФЗ обжалование действий (бездействия) конкурсной комиссии в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона N 94-ФЗ, допускается в любое время размещения заказа, но не позднее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала соответственно вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим соответственно заявку на участие в конкурсе. По истечении указанного срока обжалование действий (бездействия) конкурсной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона N 94-ФЗ жалоба на действия (бездействие) конкурсной комиссии должна содержать в том числе фамилии, имена, отчества членов конкурсной комиссии, действия (бездействие) которой обжалуются.

В силу ч. 2 ст. 58 Закона N 94-ФЗ участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) конкурсной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В этом случае жалоба должна содержать полный перечень прилагаемых к ней документов.

В ч. 1 ст. 59 Закона N 94-ФЗ содержится перечень условий, при наличии которых жалоба может быть возвращена.

Так, согласно п. 1 ч. 1 ст. 59 Закона N 94-ФЗ жалоба на действия (бездействие) конкурсной комиссии возвращается участнику размещения заказа в случае, если она не содержит указание на конкурсную комиссию, действия (бездействие) которой обжалуются, и (или) сведения, предусмотренные п. п. 2 - 4 ч. 1 ст. 58 Закона N 94-ФЗ.

Вместе с тем в Постановлениях ФАС Уральского округа от 19.04.2010 N Ф09-2512/10-С1, от 09.03.2010 N Ф09-1255/10-С1 указано, что по смыслу ч. 1, 2 ст. 58, п. 1 ч. 1 ст. 59 Закона N 94-ФЗ жалоба подлежит возврату в том случае, если содержащиеся в ней и приложенных документах сведения являются недостаточными для рассмотрения антимонопольным органом жалобы по существу. При этом предусмотренное в п. 1 ч. 1 ст. 59 Закона N 94-ФЗ основание для возврата жалобы не является безусловным. Иными словами, при отсутствии в жалобе каких-либо поименованных в Законе N 94-ФЗ сведений, если недостаток жалобы устраним и это не препятствует рассмотрению жалобы по существу, жалоба подлежит рассмотрению по существу органом, уполномоченным рассматривать жалобы.

Судом также указано, что отсутствие в самой жалобе сведений о номере контактного телефона заказчика, а также о фамилиях, именах и отчествах членов котировочной комиссии не являлось препятствием для рассмотрения жалобы по существу.

М. А.Зубко

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

08.12.2010