Организация, применяющая ОСН, проводит рекламную кампанию. В рамках указанной рекламной кампании организация бесплатно раздает физическим лицам рекламную продукцию (сувениры, ручки, ежедневники) стоимостью более 100 руб. Вправе ли в указанном случае организация НДС с рекламной продукции, переданной физическим лицам безвозмездно, учесть в составе расходов по налогу на прибыль?

Ответ: Организация, применяющая общую систему налогообложения, при проведении ею рекламной кампании, в рамках которой физическим лицам бесплатно передается рекламная продукция (сувениры, ручки, ежедневники) стоимостью более 100 руб. за единицу, вправе, по нашему мнению, учесть НДС с такой продукции в составе расходов по налогу на прибыль организаций. Однако, учитывая противоположную позицию Минфина России и ФНС России, существует вероятность того, что организации придется отстаивать свою правоту в суде.

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

Подпунктом 25 п. 3 ст. 149 НК РФ установлено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по передаче в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб.

Из изложенного следует вывод, что безвозмездная передача сувенирной продукции, стоимость единицы которой превышает 100 руб., является объектом налогообложения по НДС.

В соответствии с п. 1 ст. 246 НК РФ российские организации являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций согласно ст. 247 НК РФ признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях гл. 25 НК РФ признаются для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Из содержания п. 1 ст. 252 НК РФ следует, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, определяющее значение при отнесении тех или иных затрат в состав расходов при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль имеют их экономическая обоснованность, непосредственная взаимозависимость с деятельностью, направленной на получение прибыли, и их документальное подтверждение.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ.

Подпунктом 28 п. 1 ст. 264 НК РФ установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 названной статьи.

Таким образом, можно сделать вывод, что организация вправе в составе расходов по налогу на прибыль учесть как суммы налогов, так и расходы на рекламу.

В соответствии с п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Вместе с тем п. 19 ст. 270 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено НК РФ.

Минфин России в своем Письме от 11.03.2010 N 03-03-06/1/123 указал, что в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются налоги и сборы, начисляемые организацией в соответствии с законодательством о налогах и сборах, по которым она является налогоплательщиком, за исключением сумм налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено НК РФ (п. 19 ст. 270 НК РФ).

Более того, в этом же Письме Минфин России сделал вывод, что суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные налогоплательщиком при реализации товаров (работ, услуг), в том числе при безвозмездной передаче рекламной продукции, в расходы при исчислении налога на прибыль организаций не включаются.

Аналогичный вывод изложен также в Письмах Минфина России от 08.12.2009 N 03-03-06/1/792, от 22.09.2006 N 03-04-11/178, а также в Письме ФНС России от 20.11.2006 N 02-1-07/92.

Вместе с тем ФАС Северо-Кавказского округа в своем Постановлении от 13.08.2010 по делу N А32-2525/2009-70/36 указал, что при безвозмездной передаче продукции в рамках рекламной кампании налог на добавленную стоимость исчислен обществом в соответствии с требованиями законодательства, перечислен в бюджет за счет собственных средств и не предъявлялся лицам, которым безвозмездно предоставлялась рекламная продукция. Следовательно, поскольку в рассматриваемом случае НДС не предъявлялся приобретателям товаров (п. 19 ст. 270 НК РФ), налогоплательщик может учесть в расходах НДС, уплаченный при бесплатной раздаче рекламной продукции.

Е. А.Башарин

Юридическая компания "Юново"

07.12.2010