Государственный заказчик предложил поставщику по государственному контракту, ненадлежаще исполняющему свои обязательства, расторгнуть указанный контракт по соглашению сторон. Однако поставщик от такого расторжения отказался. В связи с этим государственный заказчик обратился за расторжением государственного контракта в суд. В какой момент сведения о поставщике в указанном случае вносятся в реестр недобросовестных поставщиков? В случае если поставщик расторгнет государственный контракт по соглашению сторон, будут ли сведения о нем внесены в реестр недобросовестных поставщиков?

Ответ: В случае расторжения государственного контракта в судебном порядке сведения о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков подлежат включению в течение шести рабочих дней со дня вступления решения суда, которым государственный контракт расторгнут, в законную силу. В случае если государственный контракт будет расторгнут по соглашению сторон или иным образом во внесудебном порядке, то сведения о поставщике по такому контракту не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) Закон N 94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Согласно ч. 8 ст. 9 Закона N 94-ФЗ расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Исходя из п. п. 1, 2 ст. 450 Гражданского кодекса РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Таким образом, государственный контракт расторгается по правилам ГК РФ и только по соглашению сторон или по решению суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона N 94-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти.

При этом ч. 2 ст. 19 Закона N 94-ФЗ установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных или муниципальных контрактов.

Согласно ч. 6 ст. 19 Закона N 94-ФЗ в случае расторжения государственного или муниципального контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) контракта в течение трех рабочих дней со дня расторжения контракта заказчик направляет в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти сведения, предусмотренные п. п. 1 - 4 ч. 3 указанной статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта.

При этом п. 3 ст. 453 ГК РФ установлено, что в случае расторжения договора обязательства считаются прекращенными с момента вступления в законную силу решения суда о расторжении договора.

В соответствии с ч. 1 ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ решение арбитражного суда первой инстанции, за исключением решений, указанных в ч. 2 и 3 данной статьи, вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Из изложенного следует, что днем расторжения контракта является день вступления в силу решения суда, которым контракт расторгнут.

Согласно ч. 7 ст. 19 Закона N 94-ФЗ уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет размещение сведений, предусмотренных ч. 3 указанной статьи, в реестре недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней со дня их поступления.

Таким образом, в случае расторжения государственного контракта в судебном порядке сведения о поставщике подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков в течение шести рабочих дней со дня вступления решения суда, которым государственный контракт расторгнут, в законную силу.

В соответствии с п. 7 Приказа ФАС России от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" сведения о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты расторгнуты после 1 октября 2007 г., включаются в реестр недобросовестных поставщиков на основании приказа руководителя ФАС России только при наличии судебного решения о расторжении государственного или муниципального контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий контракта.

Положения п. 7 данного Приказа соответствуют нормам ст. 19 Закона N 94-ФЗ, из анализа которых следует, что в случае если государственный контракт расторгнут по соглашению сторон, то сведения о нем не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Е. А.Башарин

Юридическая компания "Юново"

07.12.2010