Организация (ООО), оказывающая санаторно-курортные услуги, собирается подать заявку на участие в муниципальном конкурсе на оказание услуг санаторно-курортного лечения работникам муниципальных учреждений. Однако в конкурсной документации указан конкретный курорт, в котором планируется отдых работников, а санаторий-профилакторий, принадлежащий ООО, расположен хотя и в пределах того же курортного района, к которому относится указанный в конкурсной документации курорт, но на другом курорте. Правомерно ли установление подобного ограничения в конкурсной документации?

Ответ: В конкурсной документации допускается указание курортного района, в котором планируется отдых работников муниципального учреждения. Указание же конкретного курорта в конкурсной документации влечет ограничение количества участников размещения заказа и является нарушением законодательства РФ.

Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Из ч. 3 указанной статьи следует, что конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.

На основании ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам государственной власти и местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Статьей 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" предусмотрено, что под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

Под курортным регионом (районом) понимается территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны.

Из Письма ФАС России от 21.10.2008 N АЦ/27095 следует, что указание при размещении заказов на оказание услуг в санаторно-курортных учреждениях, оказывающих санаторно-курортные услуги, конкретного курорта как места оказания услуг влечет ограничение количества участников размещения заказа и является нарушением требования ч. 3 ст. 22 Закона N 94-ФЗ. При размещении заказов на оказание услуг в санаторно-курортных учреждениях, оказывающих санаторно-курортные услуги, местом оказания услуг может являться курортный регион (район), устанавливаемый в соответствии с Федеральным законом N 26-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 N 1426 "Об утверждении Положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения".

Таким образом, установление указанного в вопросе ограничения в конкурсной документации неправомерно.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

07.12.2010