Облагаются ли НДС пени, полученные управляющей компанией за просрочку срока оплаты квартплаты за жилье?

Ответ: По нашему мнению, в случае применения управляющей компанией положений пп. 29, 30 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ пени, полученные за просрочку срока оплаты квартплаты за жилье, не подлежат включению в налоговую базу по НДС. Если оказываемые услуги не подпадают под действие пп. 29, 30 п. 3 ст. 149 НК РФ и управляющая компания указанные суммы в налоговую базу по НДС не включает, возможно, свою точку зрения ей придется отстаивать в судебном порядке.

Обоснование: Согласно ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

С 1 января 2010 г. Федеральным законом от 28.11.2009 N 287-ФЗ "О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в п. 3 ст. 149 НК РФ, он дополнен пп. 29 и 30, в соответствии с которыми к операциям, не подлежащим налогообложению НДС, относятся:

- реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций;

- реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

Таким образом, коммунальные услуги и услуги по содержанию и ремонту имущества должны приобретаться управляющей компанией непосредственно у организаций коммунального комплекса, поставщиков электроэнергии, газоснабжающих организаций, а также у организаций и предпринимателей, непосредственно оказывающих услуги по содержанию общего имущества и ремонту в многоквартирном доме.

Кроме того, Минфин России в Письме от 23.12.2009 N 03-07-15/169 (направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 02.02.2010 N ШС-17-3/20@) обратил внимание на стоимость вышеуказанных работ и услуг. Так, для применения льготы, предусмотренной пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ, коммунальные услуги должны предоставляться потребителям по тем ценам, по которым они приобретены у ресурсоснабжающих предприятий. Аналогичный порядок действует и в отношении освобождения от НДС работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Подпунктом 2 п. 1 ст. 162 НК РФ предусмотрено, что налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи на пополнение фондов специального назначения в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В силу п. 2 ст. 162 НК РФ положения п. 1 данной статьи не применяются в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), а также в отношении товаров (работ, услуг), местом реализации которых в соответствии со ст. ст. 147 и 148 НК РФ не является территория Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного, по нашему мнению, в случае применения управляющей компанией положений пп. 29, 30 п. 3 ст. 149 НК РФ пени, полученные за просрочку срока оплаты квартплаты за жилье, не подлежат включению в налоговую базу по НДС.

Если оказываемые услуги не подпадают под пп. 29, 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, при решении вопроса о включении пени в налоговую базу по НДС необходимо принять во внимание следующее.

Согласно позиции Минфина России, изложенной в Письмах от 08.12.2009 N 03-07-11/311, от 11.03.2009 N 03-07-11/56, от 24.10.2008 N 03-07-11/344, суммы штрафов, пеней, которые организация получила за нарушение сроков оплаты, включаются в налоговую базу по НДС в соответствии с п. 2 ст. 162 НК РФ.

Позиция судов противоположна - суммы штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора не подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

В феврале 2008 г. вышло Постановление Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 N 11144/07 по делу N А55-3867/2006-22, которым признано недействительным заявление налогового органа в части доначисления НДС на сумму пеней, так как суммы неустойки как ответственности за просрочку исполнения обязательств, полученные заявителем от контрагента по договору, не связаны с оплатой товара в смысле упомянутой ст. 162 НК РФ.

Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС Московского округа от 13.11.2008 N КА-А40/10586-08 по делу N А41-3502/08.

Н. Ю.Недобежкина

Аудитор

ООО Аудиторско-консалтинговая

группа "Новгородаудит"

06.12.2010