О порядке использования ККТ организацией, применяющей систему налогообложения в виде ЕНВД, при реализации алкогольной продукции
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 декабря 2010 г. N Д05-4486
Департамент развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу использования контрольно-кассовой техники при применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ККТ, ЕНВД) и сообщает.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие ч. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона N 54, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных ч. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Каких-либо исключений применения вышеназванной нормы в отношении реализации алкогольной продукции Федеральный закон N 54 не содержит.
Частью 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов городской власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении, в частности, розничной торговли с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.
При этом в отношении предпринимательской деятельности, связанной с торговлей алкогольной продукцией, система налогообложения в виде ЕНВД может применяться.
Вместе с тем правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, ККТ.
Определение порядка лицензирования и выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений Федерального закона N 171-ФЗ только организациям.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ, то есть в том числе розничная продажа в городах алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции без ККТ.
Нарушение данных норм при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: "нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции" (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.09.2008 N 5378/08 по делу N А66-6614/2007). Такое нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Дополнительно сообщаем: в соответствии с п. 5 Графика реализации мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации 24.11.2009 N 5768-П16, Минпромторгом России, Росстандартом, Минэкономразвития России, ФНС России и ФАС России подготовлены предложения об оптимизации контрольно-надзорных и разрешительных функций, предоставлении государственных услуг, а также сокращении избыточного государственного регулирования, в том числе в области ККТ, и направлены в рабочую группу при Правительственной комиссии по проведению административной реформы по вопросам оптимизации структуры и функций федеральных органов исполнительной власти.
Предложения касаются комплексной оптимизации контрольно-надзорных и разрешительных функций, предоставления государственных услуг, а также сокращения избыточного государственного регулирования, в частности:
- определения технических требований, предъявляемых к контрольно-кассовой технике, производимой, реализуемой и применяемой на территории Российской Федерации;
- определения административной ответственности за производство, реализацию и применение контрольно-кассовой техники, не соответствующей законодательно установленным требованиям;
- отмены обязательного внесения контрольно-кассовой техники в Государственный реестр контрольно-кассовой техники;
- установления режима добровольной сертификации контрольно-кассовой техники в независимых аккредитованных компетентным органом исполнительной власти лабораториях (экспертных организациях).
Вместе с тем сообщаем, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно данному Положению Минэкономразвития России не является органом, уполномоченным осуществлять официальное толкование нормативных правовых актов.
В связи с этим разъяснения Минэкономразвития России не являются обязательными для исполнения, а носят рекомендательный характер.
Врио заместителя директора
Департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Е. В.КОВТУН
06.12.2010