ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ РФ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НА 2012 Г.

"Валютное регулирование. Валютный контроль", 2011, N 11 Валютное законодательство нашей страны постоянно изменяется с учетом требований, вытекающих из международных соглашений, и с учетом экономической обстановки, сложившейся в нашей стране. В статье рассмотрены самые существенные изменения валютного законодательства, которые ожидают банковский сектор в 2012 г. В 2011 г. самым существенным изменением в сфере валютного контроля является выход в свет Указания Банка России от 29 декабря 2010 г. N 2557-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 15 июня 2004 года N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок", согласно которому уполномоченный банк открывает паспорт сделки по внешнеторговому контракту только в случае, если сумма контракта превышает эквивалент 50 тыс. долл. США. Также в 2011 г. было принято Положение от 29 декабря 2010 г. N 364-П, которое обязало уполномоченные банки передавать в таможенные органы информацию по паспортам сделок в электронном виде. Законопроект N 446118-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" В 2012 г. валютное законодательство нашей страны также претерпит определенные изменения. Данные изменения в основном будут касаться Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ). Одним из существенных изменений, которое в будущем скажется на деятельности как участников ВЭД, так и на деятельности уполномоченных банков, является законопроект N 446118-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", согласно которому в список валютных операций добавятся пункты: "ж) перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый на территории Российской Федерации, и со счета резидента, открытого на территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации; з) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ; и) перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации" [7]. По своей сути п. "ж" является одной из незаконных схем вывода капитала, которая применяется в нашей стране. Суть данной схемы довольно проста. Предположим, российская фирма "A" заключила контракт на поставку оборудования с российской фирмой "B". Обе фирмы находятся в одном городе и на одной улице. Общая сумма контракта составляет 1 млрд руб. Оплата продукции по условию договора производится единовременным платежом на счет в Швейцарском банке фирмы "B". На данный момент расчеты, предусмотренные по контракту между фирмой "A" и "B", являются незаконными. Статья 12 Федерального закона N 173-ФЗ определяет порядок открытия, ведения и закрытия счетов резидентов в банках, расположенных за пределами территории РФ. Согласно ч. 4 ст. 12 резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, средства со своих счетов (вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации. Часть 5 ст. 12 определяет конкретные случаи, при которых резиденты вправе переводить денежные средства на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации. Вышеописанный случай в данном списке не числится. Внесение данного пункта в список валютных операций делает данную схему расчетов вполне законной. Однако валютные операции между резидентами запрещены, за исключением случаев, закрепленных Федеральным законом N 173-ФЗ. Так, данную схему расчетов смогут использовать только стороны по агентским договорам и договорам комиссии, также транспортные организации по операциям, связанным с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, а также в случае транзитной перевозки груза по территории Российской Федерации или по договорам страхования указанных грузов [8]. Внесение данного пункта возлагает дополнительную ответственность на уполномоченные банки, которые будут обязаны отслеживать данные операции и в случае чего - запрещать их проведение. Уполномоченные банки также будут обязаны включать информацию по данным операциям в отчетную форму 0409664 "Отчет о валютных операциях, осуществляемых по банковским счетам, счетам по вкладам (депозитам) клиентов в уполномоченных банках". Внесение данного пункта в Федеральный закон N 173-ФЗ позволит наладить контроль над одной из применяемых в нашей стране схем вывода капитала за рубеж. Законопроект N 556478-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части упрощения процедур валютного контроля Еще одним шагом по обеспечению противодействия вывозу капитала из нашей страны является разработка нового федерального закона N 556478-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"" в части упрощения процедур валютного контроля". В данном проекте предлагается заменить содержание ч. 1 ст. 19 Федерального закона N 173-ФЗ на следующее: "При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны предоставлять уполномоченным банкам информацию [4]: 1) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение соответствующей части внешнеторговой сделки путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них; 2) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами соответствующей части внешнеторговой сделки путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей". Данное изменение позволит перекрыть также одну из самых применяемых в нашей стране схем вывода капитала за рубеж. Суть схемы довольно проста: заключается внешнеторговый контракт (контракт предусматривает авансовую форму расчетов), в котором не оговорены условия поставки товара, возврата авансового платежа нерезидентом в случае: непоставки товара, невыполненных работ, неоказанных услуг, непередачи результатов интеллектуальной деятельности. Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения обязательств сторонами (т.е. конкретная дата исполнения обязательств по внешнеторговому контракту не определена). В данном случае денежные средства могут быть перечислены за границу безвозвратно. При этом у агентов валютного контроля нет оснований для фиксирования нарушения ст. 19 Федерального закона N 173-ФЗ, т.к. в данной статье прописано, что резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором, обеспечить возврат авансового платежа в случае невыполнения нерезидентом своих обязательств по контракту. В данном случае оговоренные выше сроки отсутствуют, что, соответственно, освобождает резидента от обязанности обеспечивать возврат денежных средств. Принятие поправок к Федеральному закону N 173-ФЗ обяжет резидентов указывать максимальный срок получения экспортной выручки или товара/оказания им услуг вне зависимости от того, что оговорено или не оговорено во внешнеторговом договоре. Грядущие изменения Федерального закона N 173-ФЗ обяжут таможенные органы передавать в электронном виде информацию о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары в Банк России и в уполномоченные банки не позднее трех рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска товаров таможенными органами. Данная мера направлена на предотвращение факта подделки ГТД, представляемой недобросовестными резидентами в уполномоченные банки. Данное изменение вступит в силу с 1 января 2013 г. Новые обязанности также будут установлены и для уполномоченных банков (как агентов валютного контроля); они будут связаны с передачей ведомости банковского контроля органу валютного контроля в случае выявления нарушения ст. 19 Федерального закона N 173-ФЗ по состоянию на дату выявления нарушения. Представляется, что вышеописанные меры необходимы, но недостаточны для перекрытия потоков вывозимого из нашей страны капитала. Библиографический список 1. Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федер. закон: принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г. ] офиц. текст: по состоянию на 1 января 2011 г. СПб.: Эксмо. 912 с. 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях / Справочно-правовая система "Гарант" [Электронный ресурс] // НПП "Гарант-Сервис". Послед. обновление 01.10.2011. 3. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" / Справочно-правовая система "Гарант" [Электронный ресурс] // НПП "Гарант-Сервис". Послед. обновление 01.10.2011. 4. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" / Справочно-правовая система "Гарант" [Электронный ресурс] // НПП "Гарант-Сервис". Послед. обновление 01.10.2011. 5. Инструкция ЦБ РФ от 15 июня 2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" / Справочно-правовая система "Гарант" [Электронный ресурс] // НПП "Гарант-Сервис". Послед. обновление 01.10.2011. 6. Положение ЦБ РФ от 1 июня 2004 г. N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля над проведением валютных операций" / Справочно-правовая система "Гарант" [Электронный ресурс] // НПП "Гарант-Сервис". Послед. обновление 01.10.2011. 7. Законопроект N 446118-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" / Справочно-правовая система "Гарант" [Электронный ресурс] // НПП "Гарант-Сервис". Послед. обновление 01.10.2011. 8. Законопроект N 556478-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части упрощения процедур валютного контроля / Справочно-правовая система "Гарант" [Электронный ресурс] // НПП "Гарант-Сервис". Послед. обновление 01.10.2011. А.М.Мотохин Аспирант Тульского государственного университета З.И.Родионова Инспектор ЦСКО Среднерусского банка Сбербанка России Подписано в печать 10.10.2011 ------------------------------------------------------------------