О налогообложении налогом на прибыль доходов украинского индивидуального предпринимателя по договору об оказании услуг по разработке и созданию информационной системы на основе интернет-технологий (разработке сайта) для российской организации

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6 декабря 2010 г. N 03-08-05

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно налогообложения доходов украинского индивидуального предпринимателя по договору об оказании услуг по разработке и созданию информационной системы на основе интернет-технологий (разработке сайта) для российской организации и сообщает.

Согласно пп. "д" п. 1 ст. 3 "Общие определения" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов от 08.02.1995 (далее - Соглашение) выражение "предприятие Договаривающегося Государства" означает предприятие, зарегистрированное в соответствии с законодательством этого Государства. "Зарегистрированное" означает внесенное в реестр, записанное, отмеченное с целью учета.

С учетом сложившейся практики применения соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, термин "предприятие", используемый в ст. 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" Соглашения, используется для обозначения субъекта хозяйствования независимо от того, в какой форме (с образованием или без образования юридического лица) осуществляется предпринимательская деятельность.

Таким образом, термин "предприятие" для целей применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения распространяется и на индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Следовательно, налогообложение доходов от осуществления предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей регулируется ст. 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" Соглашения.

В соответствии с п. 1 ст. 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" Соглашения прибыль предприятия Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только это предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное в нем постоянное представительство.

В случае если в соответствии с договором об оказании услуг по разработке и созданию информационной системы на основе интернет-технологий (разработке сайта) украинский индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность, носящую разовый характер, только на территории Украины, такая деятельность украинского индивидуального предпринимателя не может приводить к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 5 "Постоянное представительство" Соглашения. Следовательно, доходы от осуществления такой деятельности подлежат налогообложению только на территории Украины.

В случае если договором об оказании услуг по разработке и созданию информационной системы на основе интернет-технологий (разработке сайта), заключенным между российской организацией - заказчиком и украинским индивидуальным предпринимателем - исполнителем, предусмотрено перечисление исполнителю платежей за передачу исключительных и неисключительных прав на все авторские работы, выполненные исполнителем, то такие платежи квалифицируются как роялти, и к данному виду дохода украинского индивидуального предпринимателя применяются положения ст. 12 "Доходы от авторских прав и лицензий (роялти)" Соглашения.

Согласно п. 2 ст. 12 "Доходы от авторских прав и лицензий (роялти)" Соглашения доходы украинского резидента в виде роялти могут облагаться налогом в Российской Федерации и в соответствии с российским законодательством, но взимаемый налог не может превышать 10 процентов валовой суммы доходов при условии представления согласно п. 1 ст. 312 Налогового кодекса Российской Федерации украинским индивидуальным предпринимателем - получателем дохода документа, подтверждающего его постоянное местонахождение в Украине, заверенного компетентным органом Украины.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

06.12.2010