Правомерно ли включение работодателем в трудовой договор условия, согласно которому работнику, работавшему в выходной или нерабочий праздничный день, во всех случаях предоставляется день отдыха вместо оплаты работы в соответствующий день в двойном размере?

Ответ: Включение в трудовой договор условия о том, что работнику, работавшему в выходной или нерабочий праздничный день, во всех случаях предоставляется день отдыха вместо оплаты работы в соответствующий день в двойном размере, по нашему мнению, неправомерно.

Обоснование: Согласно ч. 1 ст. 113 Трудового кодекса РФ работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.

На основании ч. 2 указанной статьи привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.

В силу ч. 1 ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;

работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;

работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Часть 2 данной статьи указывает, что конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

В соответствии с ч. 3 ст. 153 ТК РФ по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Из содержания данной части следует сделать вывод, что вопрос о предоставлении другого дня отдыха вместо оплаты работы не менее чем в двойном размере остается на усмотрение работника и должен быть решен им в каждом конкретном случае.

Соответственно, закрепление в трудовом договоре условия, согласно которому работнику, работавшему в выходной или нерабочий праздничный день, во всех случаях предоставляется день отдыха вместо оплаты работы в соответствующий день в двойном размере, лишает работника возможности выбора, которая следует из содержания ч. 3 ст. 153 ТК РФ.

Как установлено ч. 1 ст. 9 ТК РФ, в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями трудовых договоров.

На основании ч. 2 данной статьи трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в трудовой договор, то они не подлежат применению.

В данном случае можно сделать вывод, что указанное ранее условие ограничивает права работника. Соответственно, оно не подлежит применению.

Таким образом, работодатель нарушил положения трудового законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

А. П.Чопяк

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

30.11.2010