В рамках реализации программы "Развитие стратегии лечения населения РФ, уязвимого к туберкулезу" российская организация заключает соглашение с Международным глобальным фондом. Последний выделяет денежные средства (грант) на финансирование изготовления и распространения информационных материалов в рамках реализации программы. Согласно соглашению российская организация обязана напечатать в каждом календарном году определенное количество экземпляров информационных материалов и передать участникам семинаров, встреч, посвященных борьбе с туберкулезом, - врачам, медсестрам. Материалы содержат информацию о причинах возникновения туберкулеза, лечении, мерах профилактики. Сведения о фонде в материалы не включены

В рамках исполнения соглашения российская организация заключает договор с типографией на издание и доставку печатной продукции - информационных материалов. Должна ли организация при безвозмездной передаче информационных материалов слушателям облагать эту операцию НДС? Если типография выставляет счет-фактуру, возможно ли зачесть "входной" НДС?

Ответ: Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в Российской Федерации установлен гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

Согласно данной норме НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг).

В п. 2 ст. 146 НК РФ перечислены случаи, когда не возникает объекта налогообложения. Однако реализация товаров (работ, услуг) некоммерческими организациями, оплаченных за счет грантов международных организаций, в данном пункте не перечислена.

Таким образом, безвозмездная передача информационного материала слушателям является объектом налогообложения по НДС.

Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), перечислены в ст. 149 НК РФ.

При этом в соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" (ред. от 24.11.2008) (далее - Закон N 95-ФЗ).

В ст. 1 Закона N 95-ФЗ даны следующие понятия:

безвозмездная помощь (содействие) - средства, товары, предоставляемые Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, а также физическими лицами (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи), на которые имеются удостоверения (документы), подтверждающие принадлежность указанных средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию);

техническая помощь (содействие) - вид безвозмездной помощи (содействия), предоставляемой в целях оказания поддержки в осуществлении экономической, социальной реформ и осуществления разоружения путем проведения конверсии, утилизации вооружения и военной техники, проведения радиационно-экологических мероприятий по обращению с радиоактивными отходами, отработанным ядерным топливом и другими ядерными материалами, ранее накопленными и (или) образующимися при эксплуатации и выводе из нее объектов мирного и военного использования атомной энергии, а также путем проведения исследований, обучения, обмена специалистами, аспирантами и студентами, передачи опыта и технологий, поставок оборудования и других материально-технических средств по проектам и программам, которые зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

удостоверение - документ, подтверждающий принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию), составленный по форме и выдаваемый в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Налоговые льготы для всех участников реализации программ оказания безвозмездной помощи (содействия) предоставляются только при наличии удостоверения.

Кроме прочего, в пп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ указано, что реализация товаров (работ, услуг), указанных в данном подпункте, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов:

контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором (уполномоченной донором организацией) безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации. В случае если получателем безвозмездной помощи (содействия) является федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, в налоговый орган представляется контракт (копия контракта) с уполномоченной этим федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации организацией;

удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию) (далее - удостоверение).

Отметим, что в соответствии с п. п. 2 и 11 Порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.1999 N 1046 (в ред. от 06.09.2000 N 659 и от 25.04.2003 N 242), для целей настоящего Порядка используемые понятия означают следующее:

получатели технической помощи - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица;

доноры технической помощи - иностранные государства, их федеративные или муниципальные образования, международные и иностранные учреждения или некоммерческие организации, предоставляющие техническую помощь.

Таким образом, заключение контракта с донором (уполномоченной донором организацией) или с получателем безвозмездной помощи (уполномоченной получателем - федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации организацией), наличие удостоверения контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором (уполномоченной донором организацией) безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации являются обязательными условиями, при выполнении которых операции по реализации товаров (работ, услуг) могут быть освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании пп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Как следует из вопроса, российская организация получает гранты от международной организации. Данные гранты перечисляются не в рамках безвозмездной помощи, так как российская организация не является получателем технической помощи, а иностранная международная организация не является донором технической помощи. Кроме прочего, у российской организации отсутствует удостоверение о признании полученных средств технической помощью.

Следовательно, при безвозмездной передаче информационных материалов российская компания не вправе воспользоваться нормой ст. 149 НК РФ. Поэтому безвозмездная передача информационных материалов слушателям является облагаемой НДС операцией.

Следует иметь в виду, что гл. 21 НК РФ не предусмотрено каких-либо иных особенностей налогообложения НДС товаров (работ, услуг), которые при их приобретении оплачиваются за счет гранта, перечисленного международной организации.

Налоговым законодательством налогоплательщикам предоставлено право уменьшить НДС, который исчислен для уплаты в бюджет, на налоговые вычеты (п. 1 ст. 171 НК РФ, Письмо УФНС России по г. Москве от 15.07.2009 N 16-15/72646).

Главой 21 НК РФ четко определены условия применения вычета по НДС, предъявленного при приобретении товаров (работ, услуг) (п. п. 1, 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ):

- приобретение товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС;

- наличие счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг);

- принятие на учет указанных товаров (работ, услуг).

Как видим, право на налоговый вычет не ставится в зависимость от источника привлечения средств, которыми оплачивались товары (работы, услуги) или за счет которых перечислялся НДС в бюджет.

Таким образом, учитывая, что безвозмездная передача информационного материала облагается НДС, сумму "входного" налога, предъявленную типографией за выполнение работ по изготовлению указанного материала, российская организация вправе принять к вычету при наличии счета-фактуры, выданного типографией, а также если приобретенные работы отражены в учете.

Е. А.Емельяненко

ЗАО "Сплайн-Центр"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

29.11.2010