У принимаемого на работу гражданина утеряно страховое свидетельство на ОПС. Кто должен подавать документы на выдачу дубликата?

Ответ: Статьей 65 Трудового кодекса РФ определен перечень документов, которые принимаемое на работу лицо должно представить работодателю при заключении трудового договора. К таким документам относятся:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

- документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

- документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Как видно из вышеизложенного, среди указанных в перечне документов есть и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.

Согласно п. 5 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) застрахованное лицо, не работающее по трудовому договору или не заключившее договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, и не зарегистрированное в качестве страхователя, обязано в течение месяца со дня утраты страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования обратиться с заявлением о его восстановлении в орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства. Из этого следует, что будущий работник обязан получить дубликат страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования самостоятельно.

Однако в силу п. 3 ст. 9 Закона N 27-ФЗ застрахованное лицо, поступающее на работу или заключающее договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, обязано, в свою очередь, представить страхователю свое страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, а в случае его отсутствия - написать соответствующее заявление о выдаче ему страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования впервые или о выдаче нового (взамен утраченного).

Таким образом, из приведенной нормы следует, что в случае утери страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования принимаемый на работу гражданин вправе написать заявление о выдаче ему страхового свидетельства взамен утраченного. При этом подавать документы на выдачу дубликата придется работодателю.

Форма заявления застрахованного лица о выдаче ему дубликата (взамен утраченного) страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования утверждена Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п.

Дубликат страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования оформляется органом Пенсионного фонда Российской Федерации в течение месяца со дня обращения. При этом в соответствии с п. 5 ст. 7 Закона N 27-ФЗ дубликат страхового свидетельства ОПС может быть выдан как страхователю (через организацию), так и застрахованному лицу (работнику) лично.

Таким образом, будущий работник обязан получить дубликат страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования самостоятельно, но если он все же обратится к работодателю с заявлением о выдаче дубликата пенсионного свидетельства, то в этом случае подавать документы на выдачу дубликата придется работодателю.

О. С.Косыгина

ООО "ИК Ю-Софт"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

27.11.2010