Изменение порядка раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг: комментарий к Приказу ФСФР от 16 марта 2005 г. N 05-5/ПЗ-Н
(Вавулин Д. А.)
("Право и экономика", 2005, N 7)
Текст документа
ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ ЭМИТЕНТАМИ
ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
КОММЕНТАРИЙ К ПРИКАЗУ ФСФР РОССИИ
ОТ 16 МАРТА 2005 Г. N 05-5/ПЗ-Н
Д. А. ВАВУЛИН
Вавулин Денис Александрович
Начальник отдела по работе с регионами Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Юго-Западном регионе. Кандидат экономических наук, доцент кафедры "Государственное управление и финансы" Института бизнеса и права ОрелГТУ, специалист по корпоративному управлению.
Родился 5 декабря 1972 г. в г. Орле. В 1995 г. окончил экономический факультет ОрелГТУ.
Одним из фундаментальных принципов функционирования современного рынка ценных бумаг является его информационная прозрачность. Это достигается прежде всего путем установления регулирующими органами обязательных для соблюдения участниками фондового рынка требований по раскрытию общедоступной информации.
Правовое регулирование раскрытия информации
Под раскрытием информации обычно принято понимать обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытие подобной информации необходимо для того, чтобы участники рынка ценных бумаг были информированы о действиях друг друга, чтобы принимали решения, основываясь на своих оценках реальных фактов, а не опираясь на догадки, слухи и домыслы. Раскрывать информацию обязаны различные участники рынка ценных бумаг. Однако наибольший объем информации обязаны раскрывать эмитенты эмиссионных ценных бумаг (далее - эмитенты ценных бумаг). Именно эта группа участников фондового рынка выпускает тот самый специфический товар (ценную бумагу), вокруг которого складываются все отношения на рынке.
Своевременное и надлежащее раскрытие информации чрезвычайно важно для акционеров, потенциальных инвесторов, органов регулирования и иных заинтересованных лиц. Доступ к существенной и полной информации помогает акционерам защищать их права и улучшает возможность принятия участниками рынка разумных экономических решений. Раскрытие информации также в целом идет на пользу акционерному обществу, поскольку оно свидетельствует о подотчетности менеджеров акционерам, прозрачности для участников рынка ценных бумаг и способствует поддержанию доверия к обществу. Надлежащее раскрытие информации также обычно приводит к снижению затрат общества на привлечение капитала. Наконец, раскрываемая информация может быть также полезна для других заинтересованных лиц. Кредиторы, поставщики, клиенты и работники общества могут использовать такую информацию для оценки собственного положения, реагирования на какие-либо изменения и организации своих отношений с обществом. Полное раскрытие информации эмитентами ценных бумаг важно как для улучшения внутреннего инвестиционного климата, так и для повышения привлекательности российской экономики для иностранных инвестиций, поскольку такое раскрытие выступает одним из основных средств защиты прав инвесторов, вкладывающих средства в ценные бумаги. Поэтому не случайно, что раскрытию информации на фондовом рынке его участниками, и прежде всего эмитентами ценных бумаг, уделяется особое внимание со стороны органов, регулирующих этот сегмент рыночной экономики.
Основу нормативно-правовой базы, регламентирующей раскрытие информации эмитентами ценных бумаг, начиная с середины 1996 г. составлял и по сей день составляет Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". В свое время в развитие его положений ФКЦБ России было принято более десятка подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих различные аспекты раскрытия информации эмитентами ценных бумаг.
Однако действовавший на протяжении длительного периода порядок раскрытия информации, регламентированный нормативными правовыми актами ФКЦБ России, создавал определенные трудности и для инвесторов, и для самих эмитентов. Инвесторам он не давал гарантии того, что необходимая им информация будет оперативно раскрыта и они смогут легко найти ее в случае возникновения соответствующей необходимости. Нередки были ситуации, когда информация попадала инвесторам только через значительный промежуток времени. Эмитентов порядок раскрытия информации не устраивал прежде всего в силу того, что различные аспекты этой процедуры регламентировало более десятка нормативных правовых актов ФКЦБ России. Это серьезно затрудняло им возможность надлежащим образом исполнять все требования по раскрытию информации. Положение усугублялось еще и тем, что нередко требования к раскрытию информации эмитентами ценных бумаг, содержащиеся в различных нормативных правовых актах, пересекались и дублировали друг друга.
Ситуация несколько улучшилась лишь после того, как с 4 января 2003 г. вступили в силу изменения и дополнения в Закон о рынке ценных бумаг, внесенные Федеральным законом от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ. Новая редакция Закона о рынке ценных бумаг принципиальным образом изменила целый ряд норм, регулирующих основы функционирования отечественного рынка ценных бумаг, в том числе требования и подходы к процедуре раскрытия информации эмитентами ценных бумаг. В развитие новых норм указанного Закона ФКЦБ России, которая на тот момент еще оставалась основным регулятором рынка ценных бумаг, был принят специальный нормативный правовой акт, в котором был установлен конкретный порядок раскрытия информации эмитентами ценных бумаг, - Постановление ФКЦБ России от 2 июля 2003 г. N 03-32/пс "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (далее - Постановление ФКЦБ России N 03-32/пс). Оно вступило в силу с 13 октября 2003 г.
Появление этого акта ФКЦБ России кардинальным образом изменило порядок раскрытия информации эмитентами ценных бумаг, в частности им были установлены нормы, обязывающие раскрывать информацию с использованием сети Интернет (лента новостей уполномоченных информационных агентств и сайты в сети Интернет). Однако новый порядок раскрытия информации вызвал далеко не однозначную реакцию у участников отечественного рынка ценных бумаг. Одни из них приветствовали его, другие - подвергали жесткой критике. Такая ситуация вынудила ФКЦБ России оперативно вносить в порядок раскрытия информации ряд изменений и дополнений. Это было сделано спустя всего лишь несколько месяцев с момента вступления в силу Постановления ФКЦБ России N 03-32/пс Постановлением ФКЦБ России от 24 декабря 2003 г. N 03-49/пс, которое вступило в силу с 29 августа 2004 г.
Однако, даже несмотря на это, порядок раскрытия информации эмитентами ценных бумаг по-прежнему оставлял желать лучшего. Дело в том, что Постановление ФКЦБ России N 03-32/пс охватывало далеко не все аспекты раскрытия информации эмитентами ценных бумаг. Оно регламентировало следующие аспекты раскрытия информации: раскрытие информации на этапах процедуры эмиссии ценных бумаг; раскрытие информации в форме проспекта ценных бумаг; раскрытие информации в форме ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг; раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах; раскрытие устава и иных внутренних документов акционерного общества, регулирующих деятельность его органов; раскрытие информации о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества. При этом, как и ранее, целый ряд требований к раскрытию информации эмитентами ценных бумаг не попал в сферу действия Постановления ФКЦБ России N 03-49/пс и содержался в других нормативных правовых актах. Так, например, раскрытие информации об аффилированных лицах акционерных обществ регламентировалось Постановлением ФКЦБ России от 1 апреля 2003 г. N 03-19/пс. Другими актами ФКЦБ России регламентировалось раскрытие годового отчета открытого акционерного общества, годовой бухгалтерской отчетности и т. п. Это опять-таки вызывало определенные неудобства, прежде всего у эмитентов ценных бумаг, обязанных раскрывать информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Очередному пересмотру порядок раскрытия информации эмитентами ценных бумаг подвергся уже после того, как в рамках широкомасштабной реформы структуры и системы органов государственной власти федерального уровня была ликвидирована ФКЦБ России, а на ее месте был создан новый регулятор российского фондового рынка - ФСФР России. В такой ситуации вполне естественной стала необходимость ревизии ФСФР России нормотворческого наследия своего предшественника. Это коснулось различных аспектов функционирования рынка ценных бумаг, в том числе и регламентации процедуры раскрытия информации эмитентами ценных бумаг.
Итак, начиная с 13 мая 2005 г. требования к раскрытию информации эмитентами ценных бумаг установлены Приказом ФСФР России от 16 марта 2005 г. N 05-5/пз-н "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (далее - Приказ). Что можно сказать о новом Положении ФСФР России?
Новеллы Положения о раскрытии информации эмитентами
ценных бумаг
Прежде всего следует отметить, что впервые за весь период существования системы государственного регулирования российского рынка ценных бумаг, в том числе и обеспечения его прозрачности, в одном акте собраны практически все основные требования к раскрытию информации эмитентами ценных бумаг. В частности, Положением ФСФР России теперь регламентируется:
раскрытие информации на этапах процедуры эмиссии ценных бумаг;
раскрытие информации в форме проспекта ценных бумаг;
раскрытие информации в форме ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг;
раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах;
раскрытие годового отчета акционерного общества;
раскрытие годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества;
раскрытие устава и иных внутренних документов акционерного общества, регулирующих деятельность его органов;
раскрытие информации об аффилированных лицах акционерного общества;
раскрытие информации о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества;
раскрытие дополнительных сведений акционерным обществом, на которое не распространяются требования о раскрытии информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах;
раскрытие информации иностранными эмитентами, размещение и/или обращение ценных бумаг которых осуществляется в Российской Федерации.
Вместе с тем анализ основных норм Положения ФСФР России показал, что принципиальных различий между действовавшими ранее требованиями ФКЦБ России к раскрытию информации эмитентами ценных бумаг и новыми требованиями ФСФР России не так уж много. Собственно говоря, ФСФР России в своем Положении, сохранив все то положительное, что было внесено в процедуру раскрытия информации ФКЦБ России, обобщила разрозненные ранее требования ФКЦБ России. В результате Положение представляет собой новую редакцию требований к раскрытию информации ФКЦБ России, сведенных в единый документ. Имеющие место новации в большинстве своем направлены на совершенствование некоторых элементов процедуры раскрытия информации эмитентами ценных бумаг, а также на устранение двойного толкования закрепленных правовых норм, исправление "технических" ошибок и неточностей. В то же время ряд новых норм Положения имеют принципиальный характер. Поэтому основное внимание уделим именно тем изменениям и дополнениям, которые наиболее важны с точки зрения процедуры раскрытия информации эмитентами и имеют принципиальный характер.
1. Положением ФСФР России изменен порядок опубликования информации в ленте новостей уполномоченных информационных агентств (теперь они называются распространителями информации). Если ранее в соответствии с Положением ФКЦБ России эмитент был обязан опубликовать информацию в ленте новостей каждого из уполномоченных информационных агентств, то теперь эмитенту достаточно осуществить публикацию информации в ленте новостей одного из распространителей информации. В соответствии с Приказом ФСФР России от 31 марта 2005 г. N 05-47/пз до 1 февраля 2006 г. распространителями информации по-прежнему являются информационные агентства AK&M (www. akm. ru) и Интерфакс (www. interfax. ru). Регламент взаимодействия лиц, раскрывающих информацию, и уполномоченных информационных агентств применяется до утверждения нового Регламента в части, не противоречащей требованиям нового Положения ФСФР России. Табличные формы, установленные в качестве образцов для составления сообщений о существенных фактах, в связи с требованиями Регламента публиковать текст сообщения в кодировке Windows 1251 для целей раскрытия информации в лентах новостей не применяются.
Как и ранее, такое опубликование должно осуществляться в срок до 10.00 часов последнего дня, в течение которого должно быть осуществлено такое опубликование. Однако изменен порядок определения часового пояса, по которому определяется время опубликования информации в ленте новостей. Ранее в случае обращения ценных бумаг на организованном рынке часовой пояс определялся по месту нахождения организатора торговли, а в случае обращения ценных бумаг на торгах нескольких организаторов торговли - по месту нахождения организатора торговли, где срок опубликования наступает раньше. В случае если ценные бумаги не обращаются на организованном рынке, но выпуск (дополнительный выпуск) ценных бумаг эмитента, в отношении которого осуществляется раскрытие информации, предполагается размещать на торгах, проводимых организатором торговли на рынке ценных бумаг, - по месту нахождения такого организатора торговли. В остальных случаях часовой пояс определялся по московскому времени. Теперь же часовой пояс устанавливается по месту нахождения эмитента, а в случае, если 10.00 по часовому поясу в месте нахождения эмитента истекают после часа, когда в распространителе информации на рынке ценных бумаг по установленным правилам прекращаются соответствующие операции, - по месту нахождения распространителя информации на рынке ценных бумаг.
Положением ФСФР России отменяется правило о необходимости уведомления организатора торговли на рынке ценных бумаг о намерении и содержании раскрываемой информации не менее чем за 30 минут до ее раскрытия в ленте новостей. Теперь такое уведомление должно направляться организатору торговли на рынке ценных бумаг в порядке, согласованном с организатором торговли на рынке ценных бумаг.
2. Положением ФСФР России отменяется обязанность эмитента ценных бумаг направлять в ФСФР России копии всех сообщений, направляемых в ленту новостей распространителей информации на рынке ценных бумаг. Ранее в соответствии с Положением ФКЦБ России эмитент должен был в течение того же дня, когда им направлено сообщение для опубликования в ленте новостей информационных агентств, направить копию этого сообщения в регистрирующий орган, к полномочиям которого отнесена государственная регистрация выпусков ценных бумаг данного эмитента. Так, теперь эмитент не должен направлять в регистрирующий орган копии сообщений, направляемых им в ленту новостей распространителей информации, при осуществлении процедуры эмиссии ценных бумаг. В то же время эмитент, как и ранее, обязан направлять в регистрирующий орган копии направляемых в ленту новостей распространителей информации сообщений о существенных фактах, о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг эмитента. Такая информация должна быть направлена в регистрирующий орган в течение пяти дней с момента наступления соответствующего события.
3. Положением ФСФР России несколько изменен порядок опубликования информации в периодических печатных изданиях. Как и ранее, в случаях, когда эмитент обязан опубликовать информацию в периодическом печатном издании, такое опубликование должно осуществляться в периодическом печатном издании, распространяемом на территории Российской Федерации тиражом: не менее 10 тыс. экземпляров - в случаях опубликования информации на этапах процедуры эмиссии ценных бумаг, размещаемых путем открытой подписки; доступным для большинства владельцев ценных бумаг эмитента - в случаях опубликования информации в форме сообщений о существенных фактах; не менее 1 тыс. экземпляров - в иных случаях. При опубликовании информации в периодическом печатном издании такая информация должна быть также опубликована в информационном бюллетене "Приложение к Вестнику Федеральной службы по финансовым рынкам" (ранее - "Приложение к Вестнику ФКЦБ России"). Однако если ранее сроки публикации в "Приложении к Вестнику ФКЦБ России" не были установлены, то в Положении ФСФР России сроки публикации информации в "Приложении к Вестнику ФСФР России" четко прописаны. Так, публикация информации в "Приложении к Вестнику ФСФР России" должна быть осуществлена в следующие сроки: для эмитентов, которые для опубликования информации в периодическом печатном издании используют только информационный бюллетень "Приложение к Вестнику Федеральной службы по финансовым рынкам", - не позднее 5 дней с даты возникновения у эмитента обязанности опубликовать соответствующую информацию; в иных случаях - не позднее 30 дней с даты возникновения у эмитента обязанности опубликовать соответствующую информацию.
4. Положением ФСФР России изменен порядок раскрытия информации эмитентом на этапе государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Ранее эмитент был обязан раскрывать эту информацию с даты государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Теперь же раскрывать информацию на данном этапе эмиссии эмитент обязан только после даты получения им письменного уведомления регистрирующего органа о такой государственной регистрации.
5. В Положении ФСФР России изменена норма об обязательной подписи финансового консультанта на проспекте ценных бумаг. Теперь привлечение финансового консультанта на рынке ценных бумаг для подписания проспекта ценных бумаг будет осуществляться эмитентом по собственному усмотрению. При этом так же, как ранее, подпись финансового консультанта подтверждает достоверность и полноту всей информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, за исключением части, подтверждаемой аудитором и/или оценщиком.
6. Положение ФСФР России устанавливает требования к содержанию раскрываемой в проспекте ценных бумаг и в ежеквартальном отчете информации. В частности, в проспекте ценных бумаг и ежеквартальном отчете должна указываться информация о наличии гражданско-правовых обязательств между финансовым консультантом на рынке ценных бумаг и эмитентом ценных бумаг (связанными с ними лицами).
Также исключено раскрытие избыточной, дублирующейся, пересекающейся и не основанной на Законе "О рынке ценных бумаг" информации в проспекте ценных бумаг и в ежеквартальном отчете, в том числе:
подробная разбивка показателей кредиторской и дебиторской задолженности эмитента в зависимости от срока исполнения соответствующих обязательств;
избыточные требования о раскрытии информации, связанной с основными видами продукции (работ, услуг) эмитента;
заменены таблицы, содержащие показатели (коэффициенты), характеризующие финансово-экономическое состояние эмитента, прибыльность (эффективность) его деятельности, ликвидность активов с точки зрения экономической обоснованности и целесообразности;
правило о раскрытии состава органов управления для организаций, в уставном капитале которых эмитент имеет долю участия, составляющую 5 или более процентов, заменено правилом о необходимости раскрытия состава органов управления только для дочерних и зависимых обществ эмитента.
7. Положением ФСФР России увеличивается срок обеспечения доступа к ежеквартальному отчету, раскрытому в сети Интернет. Теперь он составляет не 6 месяцев, как ранее, а три года с даты его размещения в сети.
8. Положением ФСФР России установлены новые требования к подготовке годового отчета акционерного общества, а также к раскрытию информации акционерными обществами в форме годового отчета. В частности, акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее трех дней с даты составления протокола общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества. При этом текст годового отчета акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее трех лет с даты его опубликования в сети.
9. Положением ФСФР России установлены состав, порядок подготовки и раскрытия акционерным обществом годовой бухгалтерской отчетности. Так, акционерное общество, обязанное раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, раскрывает годовую бухгалтерскую отчетность в составе ежеквартального отчета за I квартал.
В свою очередь, акционерное общество, на которое не распространяются требования о раскрытии информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязано опубликовать текст годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет не позднее 45 дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления годовой бухгалтерской отчетности. При этом в срок не позднее трех дней с даты составления протокола годового общего собрания акционеров, на котором был рассмотрен вопрос об утверждении годовой бухгалтерской отчетности, такое акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет сообщение об утверждении (неутверждении) годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества. В случае если годовая бухгалтерская отчетность акционерного общества не была утверждена на годовом общем собрании акционеров, акционерное общество обязано указать причины, послужившие основанием для этого. В случае если в годовую бухгалтерскую отчетность акционерного общества, не утвержденную на годовом общем собрании акционеров, были внесены изменения, и годовая бухгалтерская отчетность с внесенными изменениями была утверждена на внеочередном общем собрании акционеров, акционерное общество обязано опубликовать текст такой годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет не позднее трех дней с даты составления протокола внеочередного собрания акционеров акционерного общества. Текст годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее трех лет с даты его опубликования.
В Положении ФСФР России установлено, что раскрытие годовой бухгалтерской отчетности в соответствии с его нормами не освобождает открытые акционерные общества от обязанности публиковать годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
10. Положением ФСФР России изменены требования к раскрытию информации об аффилированных лицах акционерными обществами. Если ранее в соответствии с требованиями ФКЦБ России раскрывать информацию в данной форме должны были только открытые акционерные общества, то теперь раскрывать информацию в форме списка аффилированных лиц должны акционерные общества, обязанные раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах. Таким образом, теперь помимо открытых акционерных обществ раскрывать информацию в форме списка аффилированных лиц обязаны также и закрытые акционерные общества, осуществившие публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг.
При этом акционерные общества, на которых распространяются требования по раскрытию информации в форме списка аффилированных, обязаны опубликовать на странице в сети Интернет его текст, составленный на дату окончания отчетного квартала, не позднее трех дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее трех дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список, но не ранее даты возникновения обязанности раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах. Ранее публиковать текст списка аффилированных лиц и тексты изменений в сети Интернет обязаны были лишь открытые акционерные общества, ценные бумаги которых были допущены к обращению на организованных рынках.
Текст списка аффилированных лиц акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее трех лет с даты его опубликования. Текст изменений, произошедших в списке аффилированных лиц акционерного общества, должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 6 месяцев с даты его опубликования.
11. Положением ФСФР России расширен круг сведений, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг эмитента, о которых акционерные общества, обязанные раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, должны раскрывать информацию. К тем сведениям, которые были ранее определены Положением ФКЦБ России, добавились следующие сведения:
об истечении срока полномочий единоличного исполнительного органа и/или членов коллегиального исполнительного органа акционерного общества. Моментом наступления указанного события является дата истечения срока полномочий единоличного исполнительного органа и/или членов коллегиального исполнительного органа акционерного общества. При раскрытии этих сведений по каждому лицу, полномочия которого истекли, указываются: фамилия, имя, отчество (полное фирменное наименование) соответствующего лица; должность данного лица; доля участия данного лица в уставном капитале акционерного общества, а также доля принадлежащих данному лицу обыкновенных акций акционерного общества; дата истечения срока полномочий данного лица;
о появлении в составе акционеров акционерного общества акционера, владеющего не менее чем 5% его обыкновенных акций, а также об изменении доли принадлежащих такому акционеру обыкновенных акций акционерного общества, если при этом такая доля становится выше или ниже 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 и 75% его обыкновенных акций. Ранее существовало требование о раскрытии сведений об изменении в составе акционеров эмитента, владеющих не менее чем 5% обыкновенных акций эмитента. Как и ранее, моментом наступления указанного события является дата, в которую акционерное общество узнало или должно было узнать о таком изменении. При этом сохранены действовавшие требования к содержанию сообщения. Вместе с тем теперь установлено, что в случае, если изменение доли принадлежащих акционеру обыкновенных акций акционерного общества происходит в результате размещения его дополнительных обыкновенных акций, раскрытие сведений осуществляется после государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска обыкновенных акций акционерного общества;
о раскрытии акционерным обществом промежуточной (квартальной) или годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности и/или промежуточной (квартальной) или годовой сводной (консолидированной) финансовой (бухгалтерской) отчетности, подготовленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) или общепринятыми принципами бухгалтерского учета США (US GAAP). Моментом наступления этого события является дата направления (представления) акционерным обществом финансовой (бухгалтерской) отчетности, подготовленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) или общепринятыми принципами бухгалтерского учета США (US GAAP), соответствующему органу (организации), регулирующему рынок иностранных ценных бумаг, иностранному организатору торговли на рынке ценных бумаг и/или иным организациям в соответствии с иностранным правом для целей ее раскрытия среди неограниченного круга лиц. При раскрытии данной информации указываются: вид финансовой (бухгалтерской) отчетности эмитента (консолидированная или юридического лица), подготовленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) или общепринятыми принципами бухгалтерского учета США (US GAAP), а также отчетный период, за который составлена указанная финансовая (бухгалтерская) отчетность; дата направления (представления) акционерным обществом финансовой (бухгалтерской) отчетности соответствующему органу (организации), регулирующему рынок иностранных ценных бумаг, иностранному организатору торговли на рынке ценных бумаг и/или иным организациям в соответствии с иностранным правом для целей ее раскрытия среди неограниченного круга лиц; стандарты финансовой отчетности, использованные для подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности эмитента (МСФО или US GAAP); фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора или полное фирменное наименование и место нахождения аудиторской организации, данные о лицензии (номер, дата выдачи, срок действия, орган, выдавший лицензию) на осуществление аудиторской деятельности в случае, когда в отношении соответствующей финансовой (бухгалтерской) отчетности проведен аудит, или указание на то, что в отношении указанной финансовой (бухгалтерской) отчетности акционерного общества аудит не проводился. При раскрытии данной информации на странице в сети Интернет должен быть опубликован текст финансовой (бухгалтерской) отчетности акционерного общества, подготовленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) или общепринятыми принципами бухгалтерского учета США (US GAAP), а также текст итоговой части аудиторского заключения в случае, когда в отношении указанной финансовой (бухгалтерской) отчетности проведен аудит. Тексты указанной финансовой (бухгалтерской) отчетности эмитента и итоговой части аудиторского заключения должны быть доступны на странице в сети Интернет в течение не менее трех лет с даты их опубликования;
о направлении акционерным обществом заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о реорганизации и/или прекращении деятельности (ликвидации) акционерного общества. Моментом наступления указанного события является дата направления акционерным обществом в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о реорганизации и/или прекращении деятельности (ликвидации) акционерного общества. При раскрытии этой информации указываются: дата направления акционерным обществом в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заявления о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о реорганизации и/или прекращении деятельности (ликвидации) акционерного общества; вид записи в Едином государственном реестре юридических лиц, заявление о внесении которой направлено акционерным обществом в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц; основание для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о реорганизации и/или прекращении деятельности (ликвидации) акционерного общества;
о приобретении акционерным обществом доли участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) другой коммерческой организации, составляющей не менее 5%, или доли обыкновенных акций другого акционерного общества, составляющей не менее 5%, а также об изменениях такой доли, если при этом она становится выше или ниже 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 и 75%. Ранее существовало требование о раскрытии сведений о приобретении эмитентом доли участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) другой коммерческой организации, составляющей не менее 5%, или доли обыкновенных акций другого акционерного общества, составляющей не менее 5%, а также об изменениях такой доли в размере, кратном 5%. Моментом наступления указанного события является дата, в которую акционерное общество узнало или должно было узнать о переходе права собственности на долю участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) коммерческой организации, в том числе о зачислении акций акционерного общества на лицевой счет в реестре владельцев именных ценных бумаг либо на счет депо в депозитарии. Ранее в Положении ФКЦБ России было установлено, что моментом наступления данного события является дата внесения по лицевому счету в системе ведения реестра владельцев именных ценных бумаг или по счету депо записи о переходе прав собственности на обыкновенные акции юридического лица либо дата заключения договора или принятия решения, на основании которого приобретается или изменяется доля участия эмитента в уставном капитале общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, складочном капитале хозяйственного товарищества или паевом фонде производственного кооператива. Требования к содержанию сообщения в Положении ФСФР по сравнению с требованиями ФКЦБ России остались без изменения. Вместе с тем теперь установлено, что в случае, если изменение доли принадлежащих акционерному обществу акций другого акционерного общества происходит в результате размещения дополнительных акций такого акционерного общества, раскрытие сведений осуществляется после государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций такого акционерного общества.
Важно отметить, что после вступления в силу Приказа ФСФР России более не подлежит применению Постановление ФКЦБ России от 2 июля 2003 г. N 03-32/пс (в ред. от 24 декабря 2003 г. N 03-49/пс), которым ранее регламентировалось раскрытие информации эмитентами ценных бумаг. Также более не применяется и ряд других нормативных правовых актов ФКЦБ России, которые ранее регламентировали некоторые аспекты раскрытия информации эмитентами, в том числе Постановления ФКЦБ России:
от 1 апреля 2003 г. N 03-19/пс "О раскрытии информации об аффилированных лицах открытых акционерных обществ";
от 24 апреля 2003 г. N 03-24/пс "Об утверждении Положения об особенностях эмиссии облигаций и раскрытия информации международными финансовыми организациями на территории Российской Федерации";
от 2 июля 2003 г. N 03-32/пс "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг";
от 24 декабря 2003 г. N 03-49/пс "О внесении изменений и дополнений в Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 2 июля 2003 г. N 03-32/пс".
Как было отмечено выше, Положение ФСФР России вступило в силу с 13 мая 2005 г., однако часть его норм вступит в силу лишь по истечении трех месяцев с даты официального опубликования документа, т. е. с 3 августа 2005 г. В частности, это относится к следующим пунктам Положения ФСФР России:
пункту 8.2.4, устанавливающему требования к опубликованию текста годового отчета на странице в сети Интернет, открытыми акционерными обществами, а также закрытыми акционерными обществами, осуществившими (осуществляющими) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг;
пункту 8.3.5, устанавливающему требования к опубликованию текста бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет открытыми акционерными обществами, на которые не распространяются требования по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах;
пункту 8.5.4, устанавливающему требования к опубликованию текста списка аффилированных лиц на странице в сети Интернет, открытыми акционерными обществами, а также закрытыми акционерными обществами, осуществившими (осуществляющими) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг;
пункту 8.4.1, устанавливающему обязанность по раскрытию содержания уставов со всеми внесенными в них изменениями и/или дополнениями открытыми акционерными обществами и закрытыми акционерными обществами, осуществившими (осуществляющими) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, в части акционерных обществ, не обязанных осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах.
Также необходимо иметь в виду следующее:
открытые акционерные общества, а также закрытые акционерные общества, осуществившие (осуществляющие) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, в которых годовой отчет за 2004 г. утвержден общим собранием акционеров до 3 августа 2005 г., публикуют текст годового отчета в сети Интернет в срок не позднее 6 августа 2005 г.;
открытые акционерные общества, которые не обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, в которых годовой отчет за 2004 г. утвержден общим собранием акционеров до 3 августа 2005 г., публикуют текст годового отчета в сети Интернет в срок не позднее 6 августа 2005 г.;
открытые акционерные общества, созданные до 3 августа 2005 г. и не обязанные осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, публикуют текст устава со всеми внесенными в него изменениями и дополнениями в сети Интернет в срок не позднее 6 августа 2005 г.
Название документа