Индивидуальный предприниматель (работодатель) заключил трудовой договор с гражданином (работником), замещавшим должность государственной службы. После увольнения работника с государственной службы не прошло 2 лет. Возникает ли у предпринимателя (работодателя) обязанность в силу ст. 64.1 Трудового кодекса РФ и ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" сообщить о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы?

Ответ: Согласно ст. 20 Трудового кодекса РФ работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Для целей ТК РФ работодателями - физическими лицами признаются в том числе физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В соответствии со ст. 64.1 ТК РФ работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Положение, аналогичное ст. 64.1 ТК РФ, закреплено в ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ).

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 08.09.2010 N 700 "О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы" (далее - Постановление N 700) установлено, что соответствующее сообщение о заключении трудового договора работодатель должен направить в письменной форме.

Пунктом 2 Постановления N 700 определены сведения, которые необходимо указать в направляемом сообщении (письме).

В силу пп. "г" и "ж" п. 2 Постановления N 700 в письме необходимо указать наименование организации и структурное подразделение организации (в которую принят работник - бывший государственный служащий).

Письмо оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем либо уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы) - п. 3 Постановления N 700.

Таким образом, Постановлением N 700 уточняется, что в соответствующем письме необходимо сообщать сведения именно об организации и оформлять письмо на бланке организации. Положений о том, каким образом должен действовать индивидуальный предприниматель в случае заключения трудового договора с бывшим государственным служащим, Постановление N 700 не содержит.

Следовательно, по нашему мнению, обязанность по направлению письменных сообщений, в силу ст. 64.1 ТК РФ и ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, возникает именно у организаций, а не у индивидуальных предпринимателей.

Вместе с этим необходимо обратить внимание, что ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено: привлечение к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего (бывшего государственного или муниципального служащего), замещающего (замещавшего) должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с нарушением требований, предусмотренных Законом N 273-ФЗ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Следовательно, ст. 19.29 КоАП РФ предусматривает административную ответственность для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за неисполнение положений ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ.

При этом, по нашему мнению, данное обстоятельство (наличие ответственности) не может свидетельствовать о том, что обязанность по сообщению соответствующих сведений однозначно возникает у индивидуальных предпринимателей. Так, например, ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и ч. 1 ст. 12 Закона N 273-ФЗ не содержат положений, ограничивающих бывших государственных служащих в праве на работу у индивидуальных предпринимателей. Ограничения установлены только в отношении работы в организациях. Полагаем, данное обстоятельство также свидетельствует о том, что на предпринимателей нормы ст. 64.1 ТК РФ и ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ не распространяются.

Д. И.Покшан

Пенсионный фонд РФ

25.11.2010