Как определяется стоимость имущества, внесенного в уставный капитал иностранной организацией, при исчислении налога на прибыль организаций?

Ответ: Получая какое-либо имущество в качестве взноса в уставный капитал, организация должна определить его стоимость. Хотя при этом в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ у нее не возникает налогооблагаемого дохода, определить стоимость указанного имущества необходимо для того, чтобы его амортизировать, передать в производство либо исчислить прибыль от его реализации.

Согласно ст. 277 НК РФ по общему правилу стоимость (остаточная стоимость) имущества, полученного в виде взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал организации, определяется по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права) с учетом дополнительных расходов, которые при таком внесении (вкладе) осуществляются передающей стороной при условии, что эти расходы определены в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал. Если получающая сторона не может документально подтвердить стоимость вносимого имущества (имущественных прав) или какой-либо его части, то стоимость этого имущества (имущественных прав) либо его части признается равной нулю.

При этом ст. 277 НК РФ установлен особый порядок определения стоимости имущества, внесенного в уставный (складочный) капитал организации физическими лицами и иностранными организациями.

Так, стоимостью (остаточной стоимостью) такого имущества признаются документально подтвержденные расходы на его приобретение (создание) с учетом амортизации (износа), начисленной в целях налогообложения прибыли (дохода) в государстве, налоговым резидентом которого является передающая сторона, но не выше рыночной стоимости этого имущества (имущественных прав), подтвержденной независимым оценщиком, действующим в соответствии с законодательством указанного государства.

Таким образом, стоимость имущества, внесенного в уставный (складочный) капитал организации физическими лицами и иностранными организациями, также определяется исходя из документально подтвержденных фактических затрат на его приобретение (изготовление) с учетом начисленной амортизации. Однако эта стоимость ограничивается рыночной стоимостью данного имущества.

Если передающая сторона, физическое лицо или иностранная организация не могут документально подтвердить стоимость вносимого имущества или какой-либо его части, то стоимость этого имущества либо его части для целей налогообложения прибыли признается равной нулю (Письма Минфина России от 31.08.2009 N 03-03-06/1/556, от 14.08.2007 N 03-03-05/219).

Вопрос о документальном подтверждении расходов на приобретение (создание) вносимого имущества затрагивается в Письме Минфина России от 12.09.2007 N 03-03-07/17, в котором отмечается, что НК РФ не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих рыночную стоимость имущества. Такими документами могут являться документы по форме, установленной внутренним законодательством соответствующего иностранного государства либо Международными стандартами оценки. В случае если данный документ составлен на иностранном языке, его перевод на русский язык должен быть составлен дипломированным переводчиком и нотариально удостоверен.

Важно отметить, что рыночная стоимость внесенного в уставный (складочный) капитал организации физическими лицами и иностранными организациями имущества должна быть подтверждена независимым оценщиком, действующим в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является передающая сторона.

Иные критерии, которым должен соответствовать независимый оценщик, например государство его инкорпорации (если оценщик - юридическое лицо), гражданство (если оценщик - физическое лицо), постоянное местопребывание (резидентство) оценщика, ст. 277 НК РФ не установлены (Письма Минфина России от 10.04.2006 N 03-03-04/1/331, от 03.02.2006 N 03-03-04/1/84).

НК РФ не регламентирует также правосубъектность независимого оценщика. Им может быть как юридическое, так и физическое лицо (в зависимости от того, какие лица признаются субъектами оценочной деятельности и правомочны осуществлять таковую в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства, регулирующим оценочную деятельность), имеющее необходимые лицензии (разрешения) на право осуществления оценочной деятельности в соответствии с законодательством данного иностранного государства.

При этом возникает несколько вопросов, в частности о государственной принадлежности независимого оценщика в ситуации, когда вносимое иностранной организацией имущество находится на территории Российской Федерации.

Вышеприведенная норма ст. 277 НК РФ определение государственной принадлежности независимого оценщика, который должен производить оценку имущества, вносимого в уставный капитал российской организации, не ставит в зависимость от территории, на которой находится указанное имущество. Это означает, что налоговая стоимость передаваемого в уставный капитал российской организации амортизируемого имущества должна подтверждаться независимым оценщиком, действующим в соответствии с законодательством указанного государства, вне зависимости от места нахождения передаваемого имущества.

Другой вопрос возникает в ситуации, когда в соответствующем иностранном государстве отсутствует институт независимой оценки.

Минфин России пришел к заключению (Письма от 10.07.2009 N 03-03-06/1/461, от 21.07.2006 N 03-03-04/1/602), что в таком случае можно прибегнуть к услугам независимого оценщика, действующего в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является производитель данного имущества.

При отсутствии института независимых оценщиков на территории государства, резидентом которого является иностранный учредитель либо производитель амортизируемого имущества, стоимость такого имущества может быть подтверждена независимым оценщиком иного государства, в том числе Российской Федерации.

Независимым оценщиком имущества в данном случае может выступать действительный член любой ассоциации профессиональных оценщиков, осуществляющий оценку имущества в соответствии с Международными стандартами оценки (МСО 1 - 4). Отметим, что необходимо подтверждение наличия соответствующего подтверждения его членства в ассоциации профессиональных оценщиков.

Е. В.Евсик

Консультант отдела

налогообложения прибыли

(дохода) организаций

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Минфина России

25.11.2010