О порядке оплаты недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или муниципальной собственности и приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 ноября 2010 г. N Д05-4280

Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о реализации положений Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) и сообщает.

Федеральный закон N 159-ФЗ призван урегулировать правоотношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства. В Федеральном законе N 159-ФЗ отражены особенности отчуждения арендуемого имущества, условия предоставления и порядок реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, определены последствия несоблюдения требований к порядку совершения сделок по возмездному отчуждению государственного или муниципального имущества.

Основная цель Федерального закона N 159-ФЗ - оказание адресной государственной поддержки предприятиям малого и среднего предпринимательства посредством установления для них преференций в приватизации арендуемых объектов недвижимого имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 159-ФЗ оплата недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, осуществляется единовременно или в рассрочку. Срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства такого имущества при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества устанавливается законами субъектов Российской Федерации.

Необходимо отметить, что рассрочкой является способ оплаты товаров и услуг, при котором платеж производится не в разовом порядке, не в полной сумме, а по частям.

Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 159-ФЗ право выбора порядка оплаты (единовременно или в рассрочку) приобретаемого арендуемого имущества, а также срока рассрочки в установленных в соответствии с настоящей статьей пределах принадлежит субъекту малого или среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

Исходя из указанного положения субъектам малого и среднего предпринимательства не предоставлено право самостоятельно определять порядок внесения платежей в течение срока рассрочки, выбранного ими в пределах установленного срока рассрочки.

В связи с этим субъекты малого и среднего предпринимательства вправе выбрать лишь способ оплаты (единовременно или в рассрочку) и срок рассрочки.

Вместе с тем в соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ).

Таким образом, порядок оплаты государственного или муниципального имущества урегулирован нормами ст. 35 Федерального закона N 178-ФЗ.

Дополнительно отмечаем, что в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 159-ФЗ в течение десяти дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом N 178-ФЗ, уполномоченные органы направляют арендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим установленным ст. 3 Федерального закона N 159-ФЗ требованиям, копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества и проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества.

Следует отметить, что порядок оплаты имущества является неотъемлемым условием договора купли-продажи имущества и субъект малого и среднего предпринимательства вправе предложить свой вариант оплаты имущества в рассрочку и обсудить его с муниципалитетом.

Также необходимо отметить, что указанная заявителем правовая ситуация отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2010 N 2468/10.

Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2008 N 14 "О внесении дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 марта 2007 г. N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам" правовые позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации являются общеобязательными для всех арбитражных судов, а дела, которые к моменту создания прецедента были решены иначе, должны быть пересмотрены.

Заместитель директора

Департамента развития

малого и среднего предпринимательства

Н. И.ЛАРИОНОВА

23.11.2010