О возмещении убытков, причиненных изъятием земельного участка для публичных нужд
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 ноября 2010 г. N Д23-4730
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу возмещения убытков, причиненных изъятием земельного участка для публичных нужд, и сообщает следующее.
В соответствии с действовавшим на момент описываемых в обращении событий Гражданским кодексом РСФСР 1964 г. земля являлась исключительной собственностью государства и могла предоставляться только в пользование.
Закрепление земли в государственной собственности и возможность предоставления ее только в пользование, в том числе гражданам, было отражено также и в Земельном кодексе РСФСР 1970 г. При этом Земельным кодексом РСФСР 1922 г. введена система земельной регистрации (государственной записи землепользований, задачей которой являлись сбор и хранение в систематическом и наглядном виде верных и своевременных сведений о правовом и хозяйственном положении всех землепользований в интересах общегосударственного управления землями и для ограждения прав и интересов землепользователей). В дальнейшем данные регистрации землепользований вошли в систему государственного земельного кадастра.
Право землепользования колхозов, совхозов и других землепользователей удостоверялось государственными актами на право пользования землей, которые выдавались исполнительными комитетами районных, городских Советов народных депутатов.
Учитывая изложенное, полагаем, что в описанной в обращении ситуации отсутствовало право собственности на земельный участок, занятый жилым домом, а имело место право пользования данным земельным участком. Государственная запись землепользования, осуществлявшаяся на основании названных нормативных правовых актов, не может считаться аналогичной существующей в настоящее время системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленной Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), как акт признания и подтверждения государством существования (возникновения, ограничения (обременения), перехода и прекращения) права собственности.
Согласно Земельному кодексу РСФСР 1970 г. право граждан на пользование предоставленным земельным участком прекращалось в случае возникновения необходимости изъятия земельного участка для государственных или общественных нужд. Прекращение права пользования землей в этом случае производилось по постановлению (решению) органов, имеющих право изъятия земельных участков. Изъятие земельных участков в городах производилось на основании решения исполнительного комитета городского Совета народных депутатов. Изъятие находящихся в пользовании граждан земельных участков, занятых плодово-ягодными деревьями и кустарниками, или связанное со сносом принадлежащих гражданам на праве личной собственности жилых домов, производилось на основании постановления Совета Министров автономной республики или решения исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов.
Убытки, причиненные землепользователям изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд либо временным занятием земельных участков, подлежали возмещению. Согласно Основам земельного законодательства Союза ССР и союзных республик возмещение убытков производилось предприятиями, организациями и учреждениями, которым отводились земельные участки, в соответствии с положением, утвержденным Советом Министров СССР.
Нормы о возмещении собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, закреплены и в действующем земельном и гражданском законодательстве. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262 утверждены Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшение качества земель в результате деятельности других лиц.
В рассмотренном случае возникает вопрос о соблюдении сроков исковой давности. Так, общий срок исковой давности согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в три года. Однако при обращении в суд требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М. В.БОЧАРОВ
23.11.2010