Муниципальное бюджетное учреждение - заказчик в установленном порядке проводит конкурс на выполнение работ для муниципальных нужд. К конкурсной документации, размещенной в установленном порядке, приложен проект муниципального контракта, в котором установлена неустойка за ненадлежащее исполнение исполнителем (подрядчиком) своих обязательств в размере действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Организация, желающая участвовать в данном конкурсе, полагает, что указанный размер неустойки выше суммы ущерба, который может быть нанесен заказчику ненадлежащим исполнением. Правомерно ли указанное положение проекта муниципального контракта?

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Частью 5 ст. 22 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что к конкурсной документации должен быть приложен проект государственного или муниципального контракта (в случае проведения конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

На основании ч. 11 ст. 9 Закона N 94-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается государственным или муниципальным контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.

Следовательно, установление заказчиком неустойки в размере действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации не противоречит ч. 11 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, в соответствии с которой устанавливается минимальный размер неустойки и не ограничивается ее максимальный размер.

Таким образом, указанное положение проекта муниципального контракта правомерно.

Д. В.Комаров

Аппарат Комитета

Совета Федерации по бюджету

23.11.2010