Муниципальным бюджетным учреждением проведен открытый конкурс на оказание услуг для муниципальных нужд, с организацией-победителем заключен муниципальный контракт. Заказчик сомневается в том, что организация-победитель справится со своими обязанностями по договору. Вправе ли заказчик обратиться в орган, осуществляющий контроль за размещением заказов, с запросом о проверке организации - победителя конкурса (на предмет возможности исполнения ею обязанностей по контракту)?

Ответ: В соответствии с ч. 1.1 ст. 29 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, а при проведении закрытого конкурса со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

В силу ч. 3 ст. 29 Закона N 94-ФЗ государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации. При заключении государственного или муниципального контракта цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого конкурса. В случае если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуальных предпринимателей и иных занимающихся частной практикой лиц, оплата такого контракта уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

В Законе N 94-ФЗ не указано такое полномочие органов, осуществляющих контроль за размещением заказов, как проверка участников размещения заказов на предмет возможности исполнения ими обязанностей по контракту.

Такого полномочия не установлено и в Положении о Федеральной антимонопольной службе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331.

Следует отметить, что Закон N 94-ФЗ содержит ряд механизмов, применение которых позволяет устранить возможность участия в торгах недобросовестных участников размещения заказа, а именно возможность установления заказчиком в документации о торгах необходимости обеспечения заявки на участие в торгах, обеспечения исполнения контракта, а также установление в контракте ответственности в виде неустойки в случае несвоевременного исполнения победителем торгов условий контракта.

Дополнительно отметим, что в случае неисполнения победителем конкурса своих обязательств (нарушения условий контракта) сведения о данном лице включаются в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 19 Закона N 94-ФЗ). При этом заказчик, в соответствии с Законом N 94-ФЗ, при проведении торгов также вправе установить в качестве обязательного требования к участникам размещения заказов требования об отсутствии сведений о данных лицах в реестре недобросовестных поставщиков (п. 2 ч. 2 ст. 11 Закона N 94-ФЗ).

Таким образом, заказчик не вправе обратиться в орган, осуществляющий контроль за размещением заказов, с запросом о проверке организации - победителя конкурса (на предмет возможности исполнения ею обязанностей по контракту).

Д. В.Комаров

Аппарат Комитета

Совета Федерации по бюджету

22.11.2010