О применении НДС и налога на прибыль в отношении работ по испытанию продукции автомобилестроения и услуг по сертификации такой продукции, осуществляемых в рамках одного договора, в соответствии с которым работы по испытанию выполняются иностранной организацией для российской организации, а услуги по сертификации оказываются российской организацией иностранной организации

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 ноября 2010 г. N 03-07-08/316

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций в отношении работ по испытанию продукции автомобилестроения и услуг по сертификации такой продукции, осуществляемых в рамках одного договора, в соответствии с которым работы по испытанию выполняются иностранной организацией для российской организации, а услуги по сертификации оказываются российской организацией иностранной организации, и сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В целях применения налога на добавленную стоимость порядок определения места реализации работ (услуг) установлен нормами ст. 148 Кодекса. Так, на основании норм данной статьи место реализации работ по испытанию и услуг по сертификации продукции, в том числе продукции автомобилестроения, определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие работы (услуги). При этом п. 2 указанной ст. 148 Кодекса установлено, что местом осуществления деятельности организации признается территория Российской Федерации в случае присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации.

Таким образом, местом реализации работ по испытанию продукции автомобилестроения, выполняемых для российской организации иностранной организацией, не зарегистрированной на территории Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие работы объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются. При этом местом реализации услуг по сертификации продукции автомобилестроения, оказываемых российской организацией указанной иностранной организации, признается территория Российской Федерации и такие услуги на основании п. 3 ст. 164 Кодекса подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов.

Что касается применения налога на прибыль организаций в отношении вышеуказанных работ, выполняемых иностранной организацией, то в соответствии со ст. 246 Кодекса иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций в Российской Федерации. При этом согласно ст. 247, п. 1 ст. 309 и п. 1 ст. 310 Кодекса налогообложению налогом на прибыль у источника выплаты в Российской Федерации подлежат только те виды доходов, которые поименованы в п. 1 ст. 309 Кодекса.

Пунктом 2 ст. 309 Кодекса предусмотрено, что доходы, полученные иностранной организацией от осуществления работ на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 Кодекса, налогообложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Вместе с тем, если иностранная организация выполняет работы исключительно вне территории Российской Федерации, то доходы, полученные иностранной организацией от выполнения таких работ, не являются доходами от источников в Российской Федерации. Следовательно, такие доходы также не подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций, взимаемым у источника выплаты в Российской Федерации.

В этом случае представление иностранными организациями документов, предусмотренных п. 1 ст. 312 Кодекса и подтверждающих их постоянное местопребывание на территории иностранных государств, резидентами которых они являются и с которыми Российской Федерацией заключены соглашения об избежании двойного налогообложения, не требуется.

Одновременно сообщаем, что направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Н. А.КОМОВА

19.11.2010