Организация, владеющая земельным участком, подала в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию. Позднее организация указанный земельный участок продала. После продажи земельного участка она обнаружила ошибки в поданной налоговой декларации. При этом организация состоит на учете в налоговом органе, отличном от налогового органа по месту нахождения земельного участка. В какой налоговый орган она должна подать уточненную налоговую декларацию в указанном случае?

Ответ: В случае продажи земельного участка уточненная налоговая декларация по земельному налогу должна представляться по месту учета налогоплательщика, а не по месту нахождения проданного земельного участка.

Обоснование: Пунктом 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

При этом согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

В соответствии с п. 1 ст. 398 НК РФ налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу.

При этом п. 4 данной статьи определено, что налогоплательщики, в соответствии со ст. 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Таким образом, организация, являющаяся налогоплательщиком земельного налога, обязана представлять налоговые декларации по земельному налогу в налоговые органы по месту нахождения земельного участка. В случае же если организация - налогоплательщик земельного налога является крупнейшим налогоплательщиком, то налоговые декларации по земельному налогу она обязана представлять в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.

При этом п. 5 данной статьи НК РФ установлено, что уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета.

Разъяснения государственных органов относительно того, в какой налоговый орган следует подавать уточненную налоговую декларацию после продажи земельного участка, отсутствуют.

Однако представляется возможным для разрешения указанной ситуации воспользоваться разъяснениями государственных органов по вопросу подачи уточненных деклараций при реорганизации в форме присоединения.

Например, УФНС России по г. Москве в Письме от 15.01.2007 N 19-11/002458 указало, что при обнаружении правопреемником в поданной присоединенной организацией декларации по налогу на прибыль неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению (завышению) суммы налога, подлежащей уплате, правопреемник обязан (вправе) внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию присоединенной организации за указанный период и произвести перерасчет налоговых обязательств в периоде совершения ошибки, представив уточненную декларацию по этой организации в налоговый орган по месту ее учета до момента реорганизации.

Таким образом, УФНС России допускает подачу уточненной налоговой декларации по месту нахождения присоединенной организации, то есть по месту представления налоговой декларации.

Однако Минфин России в Письме от 15.03.2007 N 03-02-07/1-128 сделал вывод, что, поскольку согласно п. 5 ст. 81 НК РФ уточненная налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета, уточненные налоговые декларации должны представляться в налоговый орган по месту учета организации-правопреемника.

Аналогичный вывод изложен в Письме Минфина России от 05.02.2008 N 03-02-07/1-46.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 01.04.2008 по делу N А56-35786/2007 указал, что общество обязано было направить уточненные декларации и заявление о возврате излишне уплаченного налога в налоговый орган по месту учета головной организации, а не по месту учета ликвидированного обособленного подразделения.

Таким образом, с учетом судебной практики и разъяснений Минфина России следует, что уточненные налоговые декларации по земельному налогу после продажи земельного участка должны представляться по месту учета налогоплательщика (по месту нахождения организации), а не по месту подачи налоговой декларации по земельному налогу.

Е. А.Башарин

Юридическая компания "Юново"

18.11.2010