Вновь создаваемая организация собирается нанимать на работу водителей для перевозки пассажиров на большие расстояния на легковом автомобиле (время в пути может достигать 3 - 4 суток с учетом необходимых остановок). Что нужно учесть организации для предоставления водителям ежегодного оплачиваемого отпуска?

Ответ: Водителям, осуществляющим перевозку пассажиров и находящимся в пути в течение 3 - 4 дней, устанавливается ненормированный рабочий день, ведется суммированный учет рабочего времени. Водители имеют право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней, а также на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и не может быть менее 3 календарных дней.

Обоснование: В силу ст. 104 Трудового кодекса РФ, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать 1 года.

В этом случае порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

В соответствии со ст. 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.

Согласно ст. 119 ТК РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее 3 календарных дней.

Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее - Положение).

Согласно п. 2 Положения данный документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации.

Пунктом 7 Положения установлено, что нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Пунктом 8 Положения закреплено, что в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода 1 месяц.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Как указано в п. 9 Положения, при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 10, 11, 12 Положения.

На основании п. 10 Положения, в случае когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

В соответствии с п. 14 Положения водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геолого-разведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

При этом решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Абзацем 3 п. 14 Положения предусматривается, что количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

Таким образом, водители, осуществляющие перевозки пассажиров и находящиеся в пути 3 - 4 дня, имеют право как на основной, так и на дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. В отношении водителей должен вестись суммированный учет рабочего времени с соблюдением требований Положения.

Л. Л.Горшкова

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

17.11.2010