Индивидуальный предприниматель (плательщик ЕНВД) получил в 2009 г. субсидию на открытие собственного дела от центра занятости. Налоговая инспекция заставила отразить ее в декларации по форме 3-НДФЛ и заплатить налог по ставке 13%, аргументируя тем, что Федеральный закон от 05.04.2010 N 41-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусмотрел изменения формы данной декларации. Правомерно ли это? Если нет, то возможно ли вернуть уплаченный НДФЛ? Как вести учет бюджетных денег и отражать их в декларации?

Ответ: Федеральный закон от 05.04.2010 N 41-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусмотрел изменения формы декларации 3-НДФЛ, что вполне объяснимо. Дело в том, что формы налоговых деклараций (расчетов) и порядок их заполнения утверждаются Минфином России, а не законодателем (основание - п. 7 ст. 80 Налогового кодекса РФ). Однако более важно, что данный Закон предоставил налогоплательщикам возможность не уплачивать с 1 января 2009 г. налог при получении бюджетных денег на самозанятость (ч. 4 ст. 5 Федерального закона N 41-ФЗ). При этом право налогоплательщика на льготу никак не может быть поставлено в зависимость от действующей формы декларации.

Как установлено п. 3 ст. 223 НК РФ, введенной в гл. 23 НК РФ Федеральным законом N 41-ФЗ, суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат. Как результат применения данной нормы, налоговая база для исчисления НДФЛ должна равняться нулю. Ведь, для того чтобы налоговая база сформировалась, доход (экономическая выгода) должен быть получен (ст. ст. 41, 210 НК РФ). Облагаемый доход у индивидуального предпринимателя может возникнуть лишь в случае нарушения условий получения выплат или если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат превысит сумму расходов (учитывая скромную сумму субсидии, такая ситуация маловероятна).

На сегодняшний день имеется разъяснение Минфина России, приведенное в Письме от 18.06.2010 N 03-04-05/3-333, по порядку заполнения налоговой декларации по форме 3-НДФЛ получателями субсидий на содействие самозанятости. В данном Письме указано, что фактически произведенные в налоговом периоде суммы расходов, а также соответствующие им суммы доходов отражаются в п. п. 2.1 "Сумма дохода" и 2.2 "Сумма фактически произведенных расходов, учитываемых в составе профессионального налогового вычета" разд. 2 "Показатели, используемые для расчета налоговой базы и суммы налога" листа В формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц. Очевидно, что если предприниматель в 2009 г. вообще не расходовал полученные бюджетные деньги, то сумму субсидии в декларации за 2009 г. отражать не нужно (переносится на следующий налоговый период).

Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей утвержден Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430.

В соответствии с п. 4 указанного Порядка учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальными предпринимателями путем фиксирования в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя (далее - Книга учета) операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом.

Учитывая особый порядок учета сумм выплат, полученных на содействие самозанятости, в составе доходов предпринимателя их следует отражать в размере фактически произведенных расходов, предусмотренных условиями получения указанных сумм.

В рассматриваемой ситуации рекомендуем представить предпринимателю в налоговый орган по месту регистрации уточненную декларацию за 2009 г. в порядке, установленном абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ, учитывая при ее заполнении приведенные выше рекомендации Минфина России. Одновременно следует подать заявление на возврат излишне уплаченного налога. По общему правилу переплаченная сумма налога подлежит возврату в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ), а решение о возврате должно быть принято налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления (п. 8 ст. 78 НК РФ). Однако в случае представления вместе с заявлением также и уточненной декларации (как в данном случае) этот срок исчисляется с момента окончания камеральной проверки или даты, когда она должна быть завершена согласно ст. 88 НК РФ (п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации").

В случае если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного п. 6 ст. 78 НК РФ, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ).

В случае получения отказа в возврате переплаченных сумм налога рекомендуем решать вопрос в судебном порядке.

С. А.Скобелева

Консалтинговая группа "Аюдар"

15.11.2010