Организация обратилась в региональное министерство строительства с заявлением о рассмотрении вопроса возможности выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения предполагаемых объектов строительства. Министерство отказало организации в предоставлении участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на том основании, что отсутствуют проекты планировки и межевания данной территории
Является ли отсутствие проектов планировки и межевания территории основанием для отказа организации в предоставлении участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта?
Ответ: Исходя из сложившейся судебной практики отсутствие проектов планировки и межевания территории не является основанием для отказа в предоставлении участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Обоснование: В соответствии с п. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
На основании п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 ЗК РФ.
Согласно п. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В силу п. 1 ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
В ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
В соответствии с ч. 5 ст. 41 ГрК РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
На основании ч. 1 ст. 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Таким образом, нормы ЗК РФ и ГрК РФ не предусматривают наличия проектов планировки и межевания территории в качестве обязательного условия для предоставления участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта организации, так как муниципальный орган обеспечивает выборку земельного участка на основании сведений кадастрового учета, а не на основании спорных документов.
Данная позиция также подтверждается примерами из судебной практики.
Так, в Определении ВАС РФ от 28.12.2011 N ВАС-5094/11 указывается, что отсутствие проекта планировки территории и проекта межевания территории не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта.
Также в Постановлении ФАС Поволжского округа от 12.11.2013 N А55-32852/2012 разъяснено, что отсутствие проекта планировки территории и, соответственно, проектов межевания земельного участка не могло являться препятствием для выбора земельного участка, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению юридического лица обязан обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
(Также см. Постановление ФАС Уральского округа от 03.04.2013 N Ф09-1482/13 по делу N А50-14752/2012.)
Е. В.Соснов
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
05.02.2014