Организация, осуществляющая деятельность в сфере управления многоквартирными домами, в связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" приобрела у специализированной фирмы отдельно стоящую стойку, предназначенную для размещения информации. Учитываются ли расходы организации, связанные с приобретением данной стойки информации, в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы на приобретение стойки информации прямо в гл. 25 НК РФ не указаны.

Исходя из пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ перечень расходов, признаваемых в целях налогообложения прибыли, не является исчерпывающим и в него включаются любые расходы, соответствующие критериям, указанным в ст. 252 НК РФ, и связанные с производством и (или) реализацией.

Частью 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ закреплено, что управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 (вступившим в силу 09.10.2010) утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт).

В п. 2 указанного Постановления Правительства РФ установлено, что организации, осуществляющие на день вступления в силу настоящего Постановления деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании заключенных в соответствии со ст. 162 ЖК РФ договоров управления многоквартирным домом, обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с утвержденным настоящим Постановлением Стандартом в течение 2 месяцев со дня вступления в силу настоящего Постановления.

Согласно п. 3 Стандарта управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию:

а) общая информация об управляющей организации;

б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления);

в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

Пунктом 7 Стандарта закреплено, что управляющая организация обязана размещать на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации и сообщать по запросу потребителей адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация, а также наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.

Учитывая данные нормы, можно сделать вывод, что приобретение управляющей организацией у специализированной фирмы отдельно стоящей стойки, предназначенной для размещения информации о деятельности организации, связано с исполнением норм нормативного правового акта, экономически обоснованно и произведено для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Кроме того, следует учитывать, что в Определении Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 366-О-П указано: налоговое законодательство не использует понятия экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.

Таким образом, рассматриваемые расходы организации, связанные с приобретением данной стойки информации, учитываются в целях исчисления налога на прибыль при условии их соответствия требованию документальной подтвержденности.

А. В.Сергомасова

Счетная палата

Российской Федерации

12.11.2010