Организация, в соответствии с п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ, с 01.07.2010 потеряла право на применение УСН. Должна ли она продолжать начислять базу для страховых взносов нарастающим итогом с начала года или ее следует начислять заново начиная с 01.07.2010? Потеряет ли она право на пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат, начисленных за январь - июнь 2010 г.?

Ответ: В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон) плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. При этом с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются (ч. 4 ст. 8 Закона). Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (ч. 1 ст. 10 Закона).

В ч. 3 ст. 15 Закона установлено, что в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Таким образом, организация, в том числе утратившая право на применение упрощенной системы и перешедшая на общий режим налогообложения, обязана определять базу для начисления страховых взносов в отношении каждого застрахованного лица нарастающим итогом с начала расчетного периода. Другими словами, заново с 01.07.2010 базу определять нельзя.

В 2010 г. для всех плательщиков страховых взносов, за исключением плательщиков страховых взносов, указанных в ч. 2 ст. 57 Закона, применяются тарифы страховых взносов, указанные в ч. 1 ст. 57 Закона. Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 Закона определено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, применяют пониженные тарифы страховых взносов.

Согласно п. 4.1 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 60 млн руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. п. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

Из вопроса следует, что организация утратила право на применение упрощенной системы налогообложения с начала III квартала 2010 г. Следовательно, начиная с этого периода при исчислении страховых взносов она должна применять общие тарифы, указанные в ч. 1 ст. 57 Закона.

В то же время в первом полугодии 2010 г. организация, действующая в статусе "упрощенца", имела законное право применять пониженные тарифы страховых взносов к выплатам и вознаграждениям, начисленным за январь - июнь 2010 г. Переход на общий режим налогообложения в течение расчетного периода (в данном случае с июля), по нашему мнению, не может послужить основанием для утраты организацией данного права.

Более того, из Закона не следует, что в рассматриваемой ситуации страхователь обязан пересчитать страховые взносы по общеустановленным тарифам с начала расчетного периода.

Также стоит обратить внимание на то, что суммы единого налога, взимаемого в связи с применением УСН, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ (ст. 346.22 НК РФ). Порядок распределения налога между бюджетами государственных внебюджетных фондов определен ст. 146 Бюджетного кодекса РФ. Согласно указанному порядку доходы, поступающие от уплаты налога, взимаемого с "упрощенцев", подлежат зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов по следующим нормативам:

в бюджет ФСС РФ - 5% (абз. 4 пп. 2 п. 1 ст. 146 БК РФ);

в бюджет ФФОМС - 0,5% (абз. 4 пп. 3 п. 1 ст. 146 БК РФ);

в бюджет ТФОМС - 4,5% (абз. 4 пп. 4 п. 1 ст. 146 БК РФ).

На наш взгляд, данное обстоятельство также может свидетельствовать о том, что перерасчет страховых взносов с начала 2010 г. организацией не производится.

Таким образом, организация:

- продолжает начислять базу для страховых взносов нарастающим итогом с начала года;

- не теряет право на пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат, начисленных за январь - июнь 2010 г.

С. А.Скобелева

Консалтинговая группа "Аюдар"

12.11.2010