Конституционный Суд РФ учел не все реалии страхового права
(Правдюк Н.)
("Бизнес-адвокат", 2005, N 12)
Текст документа
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ УЧЕЛ НЕ ВСЕ РЕАЛИИ СТРАХОВОГО ПРАВА
Н. ПРАВДЮК
Наталья Правдюк, страховой юрист.
С чувством глубокого удовлетворения встретило страховое сообщество Постановление КС РФ от 31 мая 2005 г. N 6-П по делу о проверке конституционности Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон), давшее отпор той незначительной части субъектов гражданского оборота, которая мечтает тратить свои деньги по собственному произволу, без всякого участия страховщиков. Однако признание неконституционной ст. 5 Закона хотя и не повлекло утраты юридической силы заключенных ранее договоров обязательного страхования, все же вызывает ряд вопросов относительно возможности правительства "произвольно определять условия договора обязательного страхования".
Конституционный Суд указал, что правительству необходимо устранить - с учетом принятого Постановления N 6-П - положения своих нормативных правовых актов, расходящиеся с содержанием и целями Закона, а также с принципами повышенной защиты прав потерпевшего на основе упрощенных процедур получения страховых сумм, недопустимости ухудшения положения потерпевшего и снижения установленных Законом гарантий права потерпевшего на возмещение причиненного ему вреда. Наиболее заметным нормативным правовым актом, принятым Правительством во исполнение Закона, является Постановление от 7 мая 2003 г. N 263, которым утверждены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - Правила ОСАГО).
В качестве примера самодеятельности Правительства Судом названо различное определение страхового случая в Законе (наступление гражданской ответственности страхователя, иных лиц, риск ответственности которых застрахован по договору обязательного страхования) и Правилах ОСАГО (причинение в результате дорожно-транспортного происшествия в период действия договора обязательного страхования владельцем транспортного средства вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату). По мнению Суда, "страхование риска гражданской ответственности владельцев транспортных средств подменяется иным видом страхования - страхованием вреда, причиненного владельцем транспортного средства". Между тем определение страхового случая, подобное тому, что содержится в Правилах ОСАГО, есть в большинстве правил добровольного страхования ответственности, и ни у судов, ни у органа страхового надзора не возникало сомнений, что объектом страхования, осуществляемого на основании этих правил, является именно имущественный интерес, связанный с несением гражданской ответственности, на него распространяются соответствующие нормы ГК РФ. Каким образом данное в Правилах ОСАГО определение страхового случая влечет ухудшение положения потерпевшего и снижение установленных законом гарантий права потерпевшего на возмещение причиненного ему вреда, в Постановлении N 6-П не разъясняется.
В напутствии Правительству, процитированном в начале данной статьи, ясно говорится о необходимости упрощения процедуры выплаты страхового возмещения. В мотивировочной части Постановления N 6-П отмечено, что механизм реализации права потерпевшего на получение страховой выплаты при наступлении страхового случая, установленный Законом об обязательном страховании, по степени сложности не отличается от механизма, предусмотренного для деликтных обязательств гл. 59 ГК РФ. Однако если данный механизм установлен Законом (что совершенно верно, потому что самодеятельность исполнительной власти в этом вопросе заключается всего лишь в том, что в Правилах ОСАГО определены документы, которые потерпевший обязан предоставить страховщику, а в Законе их перечня нет), при чем тут Правительство?
Несовершенство Правил ОСАГО часто демонстрируют на примере установленного ими перечня документов, необходимых для получения возмещения в случае причинения вреда жизни или здоровью потерпевшего. Этот перечень и впрямь объемен и неподъемен. Некоторые страховые юристы полагают, что при определении размера возмещения лучше использовать принцип наподобие принятого при страховании от несчастных случаев, что в упрощенном виде означает расчет при помощи таблицы, в которой указаны различные травмы, каждая из которых соответствует определенному проценту страховой суммы. Таким образом, потерпевший обязан доказывать лишь факт причинения вреда, но не размер убытков. Однако установление описанного порядка расчета в Правилах ОСАГО противоречило бы Закону, нынешняя редакция которого содержит указание на то, что размер возмещения определяется на основании гл. 59 ГК РФ. Таким образом, авторам Правил ОСАГО ничего не оставалось, кроме как ознакомиться с положениями Кодекса и подготовить перечень документов, необходимых для доказательства размера убытков, возмещение которых этим Кодексом предусмотрено.
Также весьма затруднено получение страхового возмещения в ситуации, когда имеет место так называемая "обоюдка", т. е. нарушение Правил дорожного движения обоими участниками ДТП. Что делать в этом случае, ни Закон, ни Правила ОСАГО не разъясняют, и страховщики, не мудрствуя лукаво, отправляют страхователя и потерпевшего в суд, который определяет степень вины каждого из них. Страховое возмещение выплачивается лишь после вступления решения суда в законную силу. Однако нормы права, позволяющие рассчитывать размер страхового возмещения при обоюдной вине без обращения в суд, могут появиться в Правилах ОСАГО не раньше, чем такая возможность будет предусмотрена в Законе.
Таким образом, Постановлением N 6-П Правительству предписано устранить препятствия, встающие перед потерпевшим при получении страхового возмещения, но вот что и каким образом исправить, из Постановления не совсем ясно. Впрочем, Постановление N 6-П, несомненно, сыграет свою прогрессивную роль в прекращении нападок на ОСАГО - как известно, постановления КС пересмотру не подлежат. Формула Черномырдина "хотели как лучше, а получилось как всегда" продолжает действовать - польза обязательного страхования на сегодняшний день понятна лишь узкому кругу знатоков, извлекающих из него свои законные выгоды.
Название документа
"Вознаграждение арбитражного управляющего: аналитический обзор арбитражной практики за июль 2004 г. - март 2005 г."
(Ткаченко О. В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)
Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
ЗА ИЮЛЬ 2004 Г. - МАРТ 2005 Г.
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 10 июня 2005 года
О. В. ТКАЧЕНКО
Ткаченко О. В., консультант ЮК "Традиция", кандидат юридических наук.
1. ВЫПЛАТА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ
1.1. Постановление
Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 04.08.2004 по делу N А21-11345/03-С2
Обстоятельства дела
Инспекция МНС РФ по району одного из областных центров (в дальнейшем - Инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании общества несостоятельным (банкротом).
Определением от 31.03.2003 по делу N А21-1609/03-С2 в отношении общества введена процедура наблюдения, временным управляющим общества утвержден С. с выплатой ему вознаграждения в размере 10 000 руб. в месяц за счет имущества должника.
Определением от 22.09.2004 производство по этому делу прекращено в связи с отказом ТО ФСФО, в качестве уполномоченного органа, от заявления о признании общества несостоятельным (банкротом).
В связи с тем что вознаграждение за период наблюдения не выплачивалось, С. обратился в арбитражный суд с иском к Инспекции о взыскании 65800 руб. расходов, связанных с процедурой наблюдения, введенной в отношении общества.
В последующем исковые требования были уточнены: истец просил взыскать с Инспекции 66 010,68 руб., включающих причитающееся ему вознаграждение за период выполнения обязанностей временного управляющего, а также расходы, связанные с проведением процедуры наблюдения.
Решением от 10.03.2004, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 20.05.2004, иск отклонен.
Правовая позиция суда кассационной инстанции
В силу п. 4 ст. 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после принятия его к производству установит, что заявлено требование, подлежащее рассмотрению в деле о банкротстве.
В соответствии с п. 4 ст. 59 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" порядок распределения судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим устанавливается в решении арбитражного суда или определении арбитражного суда, принятых по результатам рассмотрения дела о банкротстве.
Таким образом, заявление С. о взыскании вознаграждения и понесенных расходов подлежит рассмотрению в деле о несостоятельности (банкротстве) общества.
Поскольку оспариваемые решение и Постановление вынесены в нарушение норм процессуального права, они подлежат отмене, а исковое заявление - оставлению без рассмотрения.
Суть судебного акта
Временный управляющий, не получивший вознаграждение во время наблюдения, не имеет права на предъявление самостоятельного иска о взыскании вознаграждения, а должен добиваться решения этого вопроса в судебном акте, принятом по результатам рассмотрения дела о банкротстве.
1.2. Постановление Федерального арбитражного суда
Уральского округа от 02.08.2004 по делу N Ф09-2443/04-ГК
Обстоятельства дела
Определением от 25.03.2003 по делу N А-2477 в отношении СПК "Первомайский" (в дальнейшем - СПК) введена процедура наблюдения.
Определением от 02.06.2003 временным управляющим утверждена Н., размер вознаграждения определен 10 000 руб. ежемесячно.
Определением от 15.09.2003 производство по делу о признании несостоятельным (банкротом) прекращено. Вознаграждение Н. за период с 02.06.2003 по 15.09.2003 выплачено не было.
Н. обратилась в арбитражный суд с иском к СПК о взыскании вознаграждения в размере 35 000 руб.
Решением от 15.03.2003 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 20.05.2004 решение отменено, в удовлетворении иска отказано.
Правовая позиция суда кассационной инстанции
В силу ч. 2 п. 1 ст. 26 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" вознаграждение временному управляющему может не выплачиваться в случае отстранения его арбитражным судом в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей.
Поскольку указанные в ч. 2 п. 1 ст. 26 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" обстоятельства отсутствуют, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования о взыскании вознаграждения с СПК.
Вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для взыскания вознаграждения в связи с фактическим неисполнением временным управляющим своих обязанностей не соответствует положениям ч. 2 п. 1 ст. 26 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
В связи с этим Постановление апелляционной инстанции было отменено, а решение - оставлено в силе.
Суть судебного акта
Лишь отстранение арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей может служить основанием для невыплаты ему вознаграждения, фактическое неисполнение обязанностей само по себе таким основанием не является.
Комментарий
Как видно из рассмотренного дела, Федеральный арбитражный суд Уральского округа счел возможным оставить в силе решение, удовлетворяющее иск предпринимателя, осуществлявшего функции временного управляющего, о взыскании невыплаченного вознаграждения арбитражного управляющего. Это очевидным образом противоречит позиции Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, представленной в предыдущем деле, которая, по нашему мнению, соответствует закону. Пункт 4 ст. 59 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" обязывает арбитражные суды устанавливать порядок распределения расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим в судебных актах, принятых по результатам рассмотрения дела о банкротстве, что в большинстве случаев исключает возможность обращения с самостоятельным иском о взыскании невыплаченного вознаграждения арбитражного управляющего.
1.3. Постановление Федерального арбитражного суда
Уральского округа от 23.03.2005 по делу N Ф09-569/05-ГК
Обстоятельства дела
Решением арбитражного суда от 24.06.2003 муниципальное унитарное предприятие было признано несостоятельным, в отношении его открыто конкурсное производство сроком на три месяца, конкурсным управляющим назначен Н. с выплатой вознаграждения в размере 10 000 руб. в месяц. Позднее срок конкурсного производства продлен на 6 месяцев, конкурсное производство завершено 15.03.2004.
В связи с отсутствием у должника имущества вознаграждение арбитражному управляющему не выплачивалось. Полагая, что поскольку заявление о ликвидации МУПа подано на основании решения комитета по управлению городским имуществом, то у последнего возникла обязанность по выплате арбитражному управляющему вознаграждения, Н. как предприниматель обратился в арбитражный суд с иском о взыскании 85 000 руб., составляющих вознаграждение арбитражного управляющего Н.
Первоначально иск был заявлен к администрации города, комитету по управлению городским имуществом, затем в порядке уточнения - только к комитету по управлению городским имуществом. В окончательном виде истец просил обязать ответчика исполнить обязательства по выплате ему вознаграждения, ссылаясь на п. п. 1, 3 ст. 59, п. 2 ст. 224 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", ст. ст. 113, 114 ГК РФ.
Решением от 21.10.2004 в иске отказано, Постановлением апелляционной инстанции от 18.01.2005 решение оставлено без изменений.
Правовая позиция суда кассационной инстанции
В соответствии с п. 1 ст. 59 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" расходы на выплату вознаграждения арбитражному управляющему относятся к судебным расходам.
Взыскание в исковом порядке судебных расходов, вопрос о распределении которых не разрешен при принятии решения о признании должника банкротом, противоречит нормам АПК РФ (ст. ст. 170, 178) и ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (ст. 59).
Пункт 4 ст. 59 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает, что порядок расчетов на выплату вознаграждения арбитражных управляющих должен быть установлен в решении или определении арбитражного суда по результатам рассмотрения дела о несостоятельности (банкротстве).
Довод заявителя о нарушении ст. 63 ГК РФ был отвергнут в связи с тем, что истец не является кредитором, а ликвидированное предприятие - не казенное и не является учреждением.
Ссылка заявителя на п. 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.12.2004 N 29 (по-видимому, в виду имелся п. 63 - О. Т.) несостоятельна, так как касается также распределения судебных расходов в рамках дела о банкротстве, а не в исковом порядке.
В связи с изложенным решение и Постановление оставлены без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Суть судебного акта
Вознаграждение арбитражного управляющего как судебные расходы подлежит взысканию в рамках дела о банкротстве. Обращает на себя внимание ссылка на ст. 178 АПК РФ "Дополнительное решение".
Комментарий
Позиция ФАС Уральского округа скорректирована по сравнению с предыдущим Постановлением и представляется в большей степени соответствующей требованиям закона.
Однако ряд вопросов остается.
Например, в какой степени п. 4 ст. 59 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" применим к завершению конкурсного производства. Дело в том, что упомянутая норма подразумевает судебные акты, принятые в порядке ст. 52 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", к числу которых подавляющая часть определений, принимаемых в ходе конкурсного производства, включая определение о завершении конкурсного производства, не относятся (исключение - определение о прекращении производства по делу о банкротстве, принимаемое в порядке ст. 149 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
В рассматриваемом Постановлении указывается, что вопрос о распределении судебных расходов не был разрешен при принятии решения о признании должника банкротом. Но нужно учитывать, что недостаточность имущества должника для покрытия всех судебных расходов может быть выявлена лишь непосредственно при проведении конкурсного производства, т. е. тогда, когда возможность принять судебный акт, предусмотренный ст. 52 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", будет практически отсутствовать. Согласно разъяснениям ВАС РФ обязанность по уплате соответствующих сумм арбитражный суд может по заявлению арбитражного управляющего возложить и на заявителя в ходе конкурсного производства (п. 63 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29). Однако указанные действия скорее будут основаны на аналогии закона, нежели непосредственно на п. 4 ст. 59 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", поскольку в этих разъяснениях ВАС РФ не ориентирует арбитражные суды на необходимость решения этого вопроса путем принятия дополнительного решения.
Обращение в арбитражный суд с заявлением о выплате вознаграждения в рамках дела о банкротстве после завершения конкурсного производства может оказаться безрезультатным. Так, ФАС Уральского округа своим Постановлением от 17.05.2004 по делу N Ф09-1400/04/ГК отказал предпринимателю Ш. в определении источника и размера вознаграждения арбитражного управляющего (требования были заявлены в рамках дела о банкротстве) в связи с тем, что должник снят с учета в связи с ликвидацией, что влечет прекращение производства по делу по п. 5 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
1.4. Постановление
Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 25.08.2004 по делу N Ф04-5960/2004 (А70-4002-21)
Обстоятельства дела
Решением от 29.01.2002 по делу N А70-18/3-2002 П. назначен конкурсным управляющим ООО с ежемесячным вознаграждением в размере 20 000 руб.
В связи с неполной выплатой вознаграждения П. обратился с иском о взыскании 365 360 руб. к учредителю должника, который не полностью оплатил долю в уставном капитале.
Решением суда первой инстанции от 20.04.2004 в удовлетворении иска отказано, в суд апелляционной инстанции решение не обжаловалось.
Правовая позиция суда кассационной инстанции
Согласно ст. 22 ФЗ от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" за каждый месяц осуществления полномочий арбитражному управляющему устанавливается вознаграждение в размере, определяемом собранием кредиторов и (или) утверждаемом арбитражным судом.
Данные расходы по выплате вознаграждения арбитражному управляющему относятся на имущество должника и покрываются из конкурсной массы вне очереди (ст. ст. 54, 103, 106 названного Федерального закона).
Таким образом, у арбитражного управляющего не могло возникнуть самостоятельного права требования к учредителю должника об уплате вознаграждения в порядке солидарной ответственности.
К тому же учредительный договор по решению арбитражного суда признан незаключенным. Поэтому не может быть принято во внимание утверждение П. о солидарной ответственности учредителя по долгам общества-банкрота.
Суть судебного акта
В соответствии с ФЗ от 08.01.1998 N 6-ФЗ арбитражный управляющий не вправе непосредственно обращаться с требованием об уплате вознаграждения к учредителю должника в порядке солидарной ответственности.
2. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ И ЕГО РАЗМЕРА
2.1. Постановление
Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 22.02.2005 по делу N А79-310/2004-СК1-306
Обстоятельства дела
В отношении ГУПа (государственное унитарное предприятие) было возбуждено дело о банкротстве. Определением от 29.07.2004 введена процедура внешнего управления, внешним управляющим назначена Ф.
Определением от 11.11.2004 арбитражный суд на основании решения комитета кредиторов от 29.10.2004 утвердил вознаграждение в размере 80 000 руб.
Апелляционная инстанция Постановлением от 15.12.2004 отменила Определение от 11.11.2004, обязала рассмотреть данный вопрос на общем собрании кредиторов.
Внешний управляющий обратился с кассационной жалобой на указанное Постановление.
Правовая позиция суда кассационной инстанции
В соответствии с п. 1 ст. 26 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в дальнейшем - Закон) вознаграждение арбитражного управляющего за каждый месяц осуществления им своих полномочий устанавливается в размере, определяемом кредитором (собранием кредиторов) и утверждаемом арбитражным судом, если иное не установлено Законом, и должно составлять не менее чем 10000 руб. В силу п. 2 ст. 12 и п. 3 ст. 17 Закона собрание кредиторов вправе передать комитету кредиторов ряд своих полномочий, за исключением тех, которые отнесены к исключительной компетенции собрания кредиторов. Перечень вопросов, составляющих исключительную компетенцию собрания кредиторов, содержится в п. 2 ст. 12 Закона и является исчерпывающим. В данном перечне отсутствует полномочие собрания кредиторов по определению размера вознаграждения арбитражного управляющего. Следовательно, передав 29.09.2004 в компетенцию комитета кредиторов решение вопросов, не относящихся к исключительной компетенции собрания кредиторов, последнее делегировало комитету и свои полномочия на определение размера вознаграждения арбитражного управляющего.
С учетом изложенного Постановление апелляционной инстанции было отменено, а Определение об утверждении вознаграждения внешнего управляющего - оставлено в силе.
Суть судебного акта
Если собрание кредиторов делегирует комитету кредиторов все свои полномочия, которые не относятся к исключительной компетенции, то, таким образом, комитету кредиторов в том числе переходит и право определять размер вознаграждения арбитражного управляющего.
2.2. Постановление Федерального арбитражного суда
Уральского округа от 19.07.2004 по делу N Ф09-1957/04-ГК
Обстоятельства дела
Внешний управляющий сельскохозяйственного производственного кооператива пытался обжаловать Определение суда первой инстанции, которым ему было отказано в удовлетворении ходатайства об увеличении размера вознаграждения. Заявитель полагал, что ему отказано в признании недействительным решения собрания кредиторов.
Правовая позиция суда кассационной инстанции
В силу п. 3 ст. 61 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" иные определения арбитражного суда, которые приняты в рамках дела о банкротстве, но не предусмотрены АПК РФ, и в отношении которых не установлено, что они подлежат обжалованию, могут быть обжалованы в апелляционном порядке не позднее чем через 14 дней со дня их принятия.
Обжалование определений об отказе арбитражному управляющему в удовлетворении ходатайства об увеличении размера вознаграждения ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не предусмотрено (ст. 26).
Определение об отказе в признании недействительным решения собрания кредиторов в силу прямого указания закона обжалуется в порядке, установленном п. 3 ст. 61 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (п. 5 ст. 15 названного Закона).
Из изложенного следует, что определение об отказе арбитражному управляющему в удовлетворении ходатайства об увеличении размера вознаграждения, как и определение об отказе в признании недействительным решения собрания кредиторов, обжалуется только в апелляционную инстанцию в 14-дневный срок со дня их принятия.
Все определения апелляционной инстанции о возврате жалоб внешнего управляющего оставлены без изменения.
Постановлением кассационной инстанции от 19.08.2004 по данному делу было оставлено без изменения Определение о возврате заявителю кассационной жалобы.
Суть судебного акта
Обжалование определений арбитражного суда первой инстанции об отказе в отмене решений собрания кредиторов, в том числе по вопросам вознаграждения арбитражного управляющего, возможно только в апелляционную инстанцию в 14-дневный срок со дня их принятия, в случае обращения в кассационную инстанцию жалоба должна быть возвращена заявителю.
2.3 Постановление Федерального арбитражного суда
Уральского округа от 30.09.2004 по делу N Ф09-3188/04-ГК
Обстоятельства дела
ООО (общество с ограниченной ответственностью) обратилось с иском к предпринимателю М. о взыскании убытков, причиненных им в период осуществления функций конкурсного управляющего ООО (процедура наблюдения введена Определением от 22.11.2002, конкурсное производство открыто решением суда 04.03.2003, конкурсным управляющим назначен М., Определением от 23 - 29.07.2003 производство по делу прекращено).
Истец в числе прочего утверждал, что вознаграждение конкурсным управляющим получено незаконно, поскольку его размер не был утвержден арбитражным судом.
Правовая позиция суда кассационной инстанции
В соответствии с п. 1 ст. 22 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 г. вознаграждение арбитражного управляющего за каждый месяц осуществления им своих полномочий устанавливается в размере, определяемом собранием кредиторов и (или) утверждаемом арбитражным судом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Размер ежемесячного вознаграждения конкурсного управляющего - 20 000 руб. определен собранием кредиторов от 20.06.2003. Сумма вознаграждения за период конкурсного производства с 04.03.2003 по 20.06.2003 по смете текущих расходов, утвержденной собранием кредиторов от 20.06.2003, составила 79 000 руб.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что отсутствие утверждения названной суммы арбитражным судом не лишает конкурсного управляющего права на получение указанной суммы вознаграждения.
Суть судебного акта
ФАС Уральского округа посчитал возможным с точки зрения ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" 1998 г. получение конкурсным управляющим вознаграждения в отсутствие утверждения его размера арбитражным судом.
2.4. Постановление
Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 11.02.2005 по делу N А78-6249/02-Б-2526-Ф02-49/05-С2
Обстоятельства дела
Определением от 15.08.2002 принято к производству заявление инспекции МНС РФ о признании несостоятельным (банкротом) отсутствующего должника ТОО (товарищество с ограниченной ответственностью).
Решением от 29.01.2003 ТОО признано несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен А.
26.12.2003 собранием кредиторов был утвержден размер вознаграждения конкурсному управляющему в сумме 10000 руб. ежемесячно. Была также утверждена смета внеочередных расходов, предусматривающая осуществление оплаты лицам, привлеченным на договорной основе.
Определением от 06.10.2004, оставленным без изменения Постановлением суда апелляционной инстанции от 07.12.2004, вынесенным по результатам рассмотрения отчета о результатах проведения процедуры, конкурсному управляющему утверждено вознаграждение в размере 3000 руб. ежемесячно за счет имущества должника за период проведения конкурсного производства, одновременно из расходов на ведение конкурсного производства исключено вознаграждение на оплату услуг привлеченного специалиста. Арбитражными судами первой, второй инстанций были применены ст. ст. 20, 22 ФЗ " О несостоятельности (банкротстве)" 1998 г.
Правовая позиция суда кассационной инстанции
Производство по делу возбуждено до вступления в силу ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" 2002 г., тогда процедура конкурсного производства открыта в период действия вышеназванного Закона.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.04.2003 N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в случае, если судом разрешается вопрос о введении соответствующей процедуры банкротства по делам, возбужденным до вступления в силу ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" 2002 г., следует учитывать, что, поскольку по делам о несостоятельности отсутствующего должника, возбужденным до 03.12.2002, по которым не принято решение, никаких процедур банкротства не вводилось, а также по любым другим делам о несостоятельности, по которым до указанной даты не введено какой-либо процедуры банкротства, применению подлежит ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" 2002 г.
Суды первой, апелляционной инстанций не применили закон, подлежащий применению, что привело к неправильному установлению обстоятельств, имеющих значение для дела.
Вследствие чего отмене подлежат решение и Постановление апелляционной инстанции, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Суть судебного акта
При применении ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" по общему правилу вознаграждение арбитражного управляющего не может быть утверждено в размере менее 10 000 руб.
Название документа