Организацией в 2008 и 2009 гг. работнику был предоставлен имущественный налоговый вычет по НДФЛ. Работник уволился в конце 2009 г. При этом в организации имеется только представленное работником уведомление, выданное ИФНС России в 2008 г. Должен ли был работник для получения имущественного налогового вычета по НДФЛ представлять работодателю уведомления ИФНС России каждый год? В случае если да, какие действия должна предпринять организация для исправления допущенного нарушения? Какие санкции может применить ИФНС России в данном случае?
Ответ: Право налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ, подтверждается уведомлением, которое выдается налоговым органом после рассмотрения заявления и документов, подтверждающих право налогоплательщика на получение вычета, в течение 30 календарных дней со дня подачи указанного заявления (п. 3 ст. 220 НК РФ). Форма такого уведомления о подтверждении права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2009 N ММ-7-3/714@.
Имущественный налоговый вычет обязан предоставить работодатель (если работодателей несколько - один из работодателей по выбору налогоплательщика), если налогоплательщик обратится к нему, представив соответствующее уведомление. В уведомлении указывается вся необходимая информация для предоставления вычета. Так, в нем помимо данных работника, которому следует предоставить вычет, отражаются данные о работодателе, который будет предоставлять вычет, размер вычета, а также год, за который он предоставляется.
Из вопроса следует, что работодателем был незаконно предоставлен имущественный вычет работнику: без наличия уведомления из налоговой инспекции за 2009 г.
НК РФ за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, предусматривает штраф в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению. То есть за рассматриваемое нарушение налоговая инспекция может привлечь организацию к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ.
Кроме того, при перечислении налогового платежа позже даты, установленной законодательством, за каждый день просрочки налогоплательщик (налоговый агент) уплачивает пени (ст. 75 НК РФ). Поскольку ст. 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет НДФЛ возложена на налоговых агентов, пени являются способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате данного налога именно налоговым агентом. Соответственно, на сумму несвоевременно перечисленного НДФЛ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 26.1 НК РФ, начиная с даты выплаты дохода работнику (п. 3 ст. 75 НК РФ).
Однако вопрос применения указанных норм оспорим в суде. Так, по данному вопросу существует судебная практика, в соответствии с которой нарушение организацией порядка предоставления своим работникам имущественных налоговых вычетов не влечет начисления НДФЛ, пени и привлечения к налоговой ответственности с учетом обстоятельств дела на основании ст. 123 НК РФ. Такие выводы содержатся в Постановлении ФАС Уральского округа от 09.07.2009 N Ф09-4619/09-С2, а ВАС РФ в Определении от 30.10.2009 N ВАС-14262/09 подтвердил правомерность вышеизложенного вывода.
С целью исправления допущенного нарушения рекомендуем организации:
- пересчитать налоговую базу по НДФЛ за 2009 г.;
- в сведениях по форме 2-НДФЛ отразить задолженность физического лица по НДФЛ;
- сообщить налоговой инспекции о невозможности удержать налог и сумму налога, подлежащую удержанию.
Обращаем внимание, что п. 5 ст. 226 НК РФ установлено следующее: при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога. Форма сообщения о невозможности удержать налог и сумме налога и порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Поскольку срок представления сведений пропущен, за нарушение срока представления сообщения в налоговую службу о невозможности удержать налог к организации может быть применена мера ответственности, установленная п. 1 ст. 126 НК РФ. В частности, непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Таким образом, организации следует предпринять указанные выше действия с целью снижения риска привлечения к ответственности, установленной нормами ст. ст. 123 и 75 НК РФ. При этом у налогоплательщика есть право отстаивать свою позицию в суде, опираясь на выводы судебной практики.
Обращаем также внимание на то, что налогоплательщик, подав в налоговые органы по месту жительства декларацию по форме 3-НДФЛ, в которой отражен этот имущественный вычет, и представив подтверждающие документы, вправе самостоятельно получить вычет в налоговой инспекции в установленном порядке (п. 2 ст. 220 НК РФ).
И. И.Волкова
Консалтинговая группа "Аюдар"
08.11.2010