О признании правоустанавливающего документа на земельный участок основанием для уплаты земельного налога, а также об обязанности ООО переоформить фактическое пользование земельным участком на право собственности либо аренды при переходе права собственности на объекты недвижимости, расположенные на нем

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 ноября 2010 г. N Д23-4508

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу разъяснения норм земельного законодательства и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

При этом не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Таким образом, основанием для признания лица налогоплательщиком земельного налога является соответствующий правоустанавливающий документ на земельный участок.

Вместе с тем согласно п. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 3 ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Учитывая изложенное, указанная в обращении организация (ООО) - приобретатель объектов недвижимости, не оформившая права на земельный участок под соответствующим объектом недвижимости, фактически является пользователем земельного участка, принадлежащего продавцу на условиях постоянного (бессрочного) пользования. Площадь находящегося в фактическом пользовании ООО земельного участка пропорциональна площади принадлежащих ему зданий, строений, сооружений (п. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации).

В случае если ООО считает необходимым оформить земельный участок, меньший по площади, чем площадь, пропорциональная площади здания, строения, сооружения, то ООО вправе оформить права на новый земельный участок в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 392 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.

Вместе с тем права ООО на землю должным образом не оформлены.

Следует учитывать, что отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, невозможно без указанного земельного участка (п. 4 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации). Отчуждение доли в праве собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на праве собственности у нескольких лиц, влечет за собой отчуждение доли в праве собственности на земельный участок, размер которого пропорционален доле в праве собственности на здание, строение, сооружение.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством ООО должно переоформить фактическое пользование земельным участком на право собственности либо аренды.

Следует отметить, что земли и земельные участки должны использоваться исходя из принципа платности, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю или без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Заместитель директора

Департамента недвижимости

М. В.БОЧАРОВ

03.11.2010