Может ли организация - победитель запроса котировок быть признана уклоняющейся от заключения муниципального контракта и быть включена в реестр недобросовестных поставщиков в случае подписания муниципального контракта с протоколом разногласий о цене контракта, предложенной в котировочной заявке победителя (цена контракта увеличена), то есть фактического отказа от подписания договора на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок?

Ответ: В рассматриваемом случае организация - победитель запроса котировок может быть признана уклоняющейся от заключения муниципального контракта и включена в реестр недобросовестных поставщиков, так как при заключении и исполнении муниципального контракта изменение цены контракта в сторону ее увеличения по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.

Обоснование: В соответствии с ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками размещения заказа победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа.

Заказчик, уполномоченный орган в течение двух рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок передают победителю в проведении запроса котировок один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок в котировочной заявке (ч. 4 ст. 47 Закона N 94-ФЗ).

Из ч. 6 указанной статьи следует, что, в случае если победитель в проведении запроса котировок в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, не представил заказчику подписанный контракт, такой победитель признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта.

Согласно ч. 8 указанной статьи государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в котировочной заявке победителя в проведении запроса котировок или в котировочной заявке участника размещения заказа, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта.

Частью 5 ст. 9 Закона N 94-ФЗ установлено, что при заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта, указанных в ч. 8 ст. 47 Закона N 94-ФЗ, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 - 6.6 и 8.1 данной статьи.

Суды отмечают, что неподписание контракта (в том числе подписание контракта с протоколом разногласий об условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок) по причине несогласия с ценой контракта признается уклонением победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта (см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 06.03.2009 N Ф03-598/2009 по делу N А51-6635/2008 и ФАС Западно-Сибирского округа от 03.06.2008 N Ф04-3298/2008(5686-А46-23) по делу N А46-15062/2007).

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона N 94-ФЗ сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, включаются в реестр недобросовестных поставщиков.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" ведение реестра недобросовестных поставщиков производится уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, которым является Федеральная антимонопольная служба.

Согласно ч. 8 ст. 19 Закона N 94-ФЗ в случае поступления сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта и отсутствия документов, свидетельствующих об отказе участника размещения заказа от заключения контракта, в течение десяти рабочих дней уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта. В случае подтверждения факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет размещение сведений, предусмотренных ч. 3 данной статьи, в реестре недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней со дня подтверждения указанного факта.

П. С.Долгополов

Юридическая компания "Юново"

03.11.2010