В штате организации состоят два работника: генеральный директор, который является учредителем организации, и главный бухгалтер. Руководитель организации не появляется на работе продолжительное время. Главный бухгалтер хочет уволиться, но у него нет никаких сведений о руководителе (номера телефона, адреса проживания и т. д.), и все предпринятые им меры по установлению места нахождения генерального директора оказались безуспешными. Как ему поступить в сложившейся ситуации?

Ответ: Законодательством данный вопрос не урегулирован.

В соответствии со ст. 80 Трудового кодекса РФ работник имеет право расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели. При этом течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении. В данном случае сложность заключается в том, что даже при направлении заявления об увольнении заказным письмом с уведомлением течение данного срока не начнется ввиду того, что письмо получить никто не сможет. Кроме того, работодатель обязан издать приказ о прекращении трудового договора, сделать запись в трудовой книжке уволенного работника, произвести окончательный расчет - это будет сделать некому.

В силу ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются (ст. 2 ТК РФ):

- свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

- запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда и др.

Фактически невозможность вручения работником заявления об увольнении нарушает основные принципы правового регулирования трудовых отношений, а именно свободу труда, работник фактически принуждается к труду.

Предлагаем несколько вариантов выхода из сложившейся ситуации.

Во-первых, работник вправе обратиться с заявлением в инспекцию труда. В соответствии со ст. 356 ТК РФ одним из основных полномочий Федеральной инспекции труда является анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений. Инспекция обязана принять меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан. Согласно ст. 46 Гражданского процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В случае если Инспекция сочтет, что данная ситуация не входит в ее полномочия, то в силу ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться. Письменное обращение гражданина должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня регистрации такого обращения (ст. 12 Федерального закона N 59-ФЗ).

Таким образом, работник если и не защитит свои права посредством обращения в данный орган, то сможет получить разъяснения о дальнейших действиях.

Во-вторых, возможно обратиться с требованием о защите нарушенных прав и признанием юридического факта расторжения трудового договора непосредственно в суд.

Кроме того, следует обратиться в правоохранительные органы с заявлением о пропаже/розыске руководителя.

Однако сложность первого и второго вариантов заключается в том, что даже в случае удовлетворения требований работника неясно, кто будет вносить соответствующую запись в трудовую книжку и производить расчет с работником.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что относительно регламентации данного вопроса в законодательстве есть существенный пробел, который, по нашему мнению, свидетельствует о необходимости внесения соответствующих изменений в нормативно-правовую базу.

Н. В.Куркова

ООО "ИК Ю-Софт"

Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс

02.11.2010