Муниципальный заказчик объявил открытый конкурс на право заключения муниципального контракта по обеспечению продуктами питания дошкольных образовательных учреждений, разместив на официальном сайте муниципального образования только соответствующее извещение без размещения конкурсной документации. Правомерны ли подобные действия заказчика? Если нет, может ли конкурс быть признан недействительным, а председатель конкурсной комиссии быть привлечен к административной ответственности?
Ответ: Действие муниципального заказчика в данном случае неправомерно. Неразмещение конкурсной документации на официальном сайте одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса может повлечь признание открытого конкурса недействительным. Председатель конкурсной комиссии за рассматриваемое правонарушение может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей, если он наделен полномочиями по размещению конкурсной документации на официальном сайте в сети Интернет и правонарушение допущено в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением председателем комиссии своих должностных обязанностей.
Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) извещение о проведении открытого конкурса опубликовывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
Согласно п. 8 ч. 4 указанной статьи в извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны срок, место и порядок представления конкурсной документации, официальный сайт, на котором размещена конкурсная документация, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком, уполномоченным органом за представление конкурсной документации, если такая плата установлена.
Из ч. 2 ст. 22 Закона N 94-ФЗ следует, что конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Частью 1 ст. 23 Закона N 94-ФЗ установлено, что в случае проведения открытого конкурса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обеспечивают размещение конкурсной документации на официальном сайте в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 21 Закона N 94-ФЗ, одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса. Конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.
Из ч. 5 указанной статьи следует, что в случае нарушения требований, установленных ч. 1 - 4 ст. 23 Закона N 94-ФЗ, открытый конкурс может быть признан недействительным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Таким образом, неразмещение заказчиком конкурсной документации на официальном сайте в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 21 Закона N 94-ФЗ, одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса неправомерно и может повлечь признание открытого конкурса недействительным (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 12.03.2008 N Ф09-1348/08-С1 по делу N А76-8391/07).
В силу ст. 62 Закона N 94-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, несут в том числе административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях размещение должностным лицом муниципального заказчика на официальном сайте в сети Интернет информации о размещении заказа, подлежащей в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд такому размещению, с нарушением требований указанного законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из примечания к указанной статье в том числе следует, что лица, осуществляющие функции члена конкурсной комиссии, созданной муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 7.29 - 7.32 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 7 Закона N 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения конкурса создается конкурсная комиссия. Заказчиком, уполномоченным органом до опубликования в официальном печатном издании или до размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса принимаются решения о создании комиссии, определяются ее состав и порядок работы, назначается председатель комиссии.
Таким образом, по нашему мнению, председатель конкурсной комиссии за рассматриваемое правонарушение может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей, если он наделен полномочиями по размещению конкурсной документации на официальном сайте в сети Интернет. При этом правонарушение допущено в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением председателем комиссии своих должностных обязанностей. Обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" с 1 января 2011 г. ч. 1.4 ст. 7.30, а также примечание к ст. 2.4 КоАП РФ будут действовать в новой редакции. Однако на характер выводов по рассматриваемой ситуации указанные изменения не повлияют.
П. С.Долгополов
Юридическая компания "Юново"
02.11.2010