В трудовом договоре с работником (школьным психологом) работодатель установил 40-часовую продолжительность рабочей недели. Работник отработал 36 часов в неделю, указав, что является педагогическим работником и условие о 40-часовой рабочей неделе противоречит положениям ТК РФ. Правомерна ли позиция работника?

Ответ: Правомерность своей позиции в случае, если школьный психолог отработал 36 часов в неделю вместо 40 часов, установленных в соответствии с трудовым договором, работнику придется доказывать при рассмотрении индивидуального трудового спора. В соответствии со ст. 382 Трудового кодекса РФ данные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Обоснование: На основании п. 1 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1) образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Как указывает пп. 2 п. 4 ст. 12 Закона N 3266-1, к образовательным учреждениям относятся в том числе общеобразовательные учреждения среднего (полного) общего образования.

Согласно ч. 1 ст. 91 ТК РФ рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Часть 2 указанной статьи гласит, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

ТК РФ и иными федеральными законами может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени для некоторых категорий работников - педагогических, медицинских и других работников (ч. 3 ст. 92 ТК РФ).

На основании ч. 1 ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 ТК РФ трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в трудовой договор, то они не подлежат применению.

Законодательство не дает определения ни педагогического работника, ни школьного психолога.

Вместе с тем согласно п. 1 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" продолжительность рабочего времени для педагогов-психологов составляет 36 часов в неделю.

Исходя из положений данного пункта существует возможность отнесения школьного психолога к педагогическим работникам.

В то же время в соответствии с разд. 6 Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа в образовательной среде (Приложение к Письму Минобрнауки России от 06.10.2005 N АС-1270/06, Роспотребнадзора от 04.10.2005 N 0100/8129-05-32) (далее - Концепция) понятия педагога и школьного психолога разграничиваются.

Кроме того, указанные понятия разграничиваются в Приложении 3 к Решению Коллегии Минобразования России от 29.03.1995 N 7/1 "О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации" (далее - Приложение 3) в образце договора о совместной деятельности.

Следует, однако, учитывать, что в Концепции и Приложении 3 не рассматриваются непосредственно трудовые отношения педагогических работников и работодателей.

Таким образом, можно сделать вывод, что вопрос об отнесении школьного психолога к педагогическим работникам остается неурегулированным.

А. П.Чопяк

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

01.11.2010