О применении НДС и налога на прибыль организаций при осуществлении операций по реализации лома черных и цветных металлов

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 ноября 2010 г. N 03-07-07/70

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций при осуществлении операций по реализации лома черных и цветных металлов и сообщает следующее.

В соответствии с пп. 25 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации лома и отходов черных и цветных металлов освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Согласно абз. 9 п. 4 ст. 170 Кодекса в случае если в налоговом периоде доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство, все суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг) в указанном налоговом периоде, подлежат вычету.

Таким образом, при осуществлении операций, как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и освобождаемых от этого налога, указанная норма о вычете налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) в полном объеме применяется независимо от удельного веса доходов от реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом на добавленную стоимость, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг).

Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

Расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Расходы на ремонт основных средств, в том числе расходы на проведение капитального ремонта, учитываются для целей налогообложения в соответствии со ст. 260 Кодекса. В соответствии с данной статьей расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они осуществлены, в размере фактических затрат.

На основании ст. 250 Кодекса внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в ст. 249 Кодекса. Доходы в виде материалов, выявленных при ремонте основных средств, учитываются на основании ст. 250 Кодекса как внереализационные доходы.

Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 281-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2010 г., внесены изменения в абз. 2 п. 2 ст. 254 Кодекса.

В соответствии с п. 2 ст. 254 Кодекса стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. п. 13 и 20 ст. 250 Кодекса.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 Кодекса при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения (создания) этого имущества, а также на сумму расходов, указанных в абз. 2 п. 2 ст. 254 Кодекса.

Таким образом, с 1 января 2010 г. в целях исчисления налога на прибыль выручка от реализации материалов, полученных при демонтаже выводимого из эксплуатации оборудования, уменьшается на сумму, учтенную в составе внереализационных доходов. Такой же порядок применяется при передаче в производство или при реализации материально-производственных запасов, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств (либо при их ремонте) до 2010 г.

Одновременно сообщаем, что направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

И. В.ТРУНИН

01.11.2010