О внесении изменений в НК РФ, предусматривающих обязанность декларировать полученные работниками доходы, а также ответственность работодателей и работников за непредставление налоговой декларации по НДФЛ

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 4 февраля 2014 г. N 03-02-08/4326

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики в пределах компетенции Департамента рассмотрено письмо по вопросу о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих обязанность декларировать полученные работниками суммы материального поощрения, а также ответственность работодателей и работников за сокрытие указанных сумм, и сообщается следующее.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Кодексом в достаточной степени урегулированы вопросы, связанные с декларированием доходов, полученных физическими лицами, и меры ответственности за непредставление налоговой декларации.

Физические лица, получившие доходы, из которых не был удержан налог на доходы физических лиц налоговыми агентами, обязаны самостоятельно произвести исчисление и уплату этого налога (пп. 4 п. 1 ст. 228 Кодекса). Указанные налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию (п. 3 ст. 228 Кодекса) не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 229 Кодекса).

Статьей 119 Кодекса установлена ответственность за непредставление в налоговый орган налоговой декларации.

Неуплата или неполная уплата сумм налогов (сборов), невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов влекут ответственность, установленную ст. ст. 122 и 123 Кодекса.

В соответствии с п. 4 ст. 108 Кодекса привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

Статьями 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, за неисполнение обязанностей налогового агента, за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

При проведении выездных налоговых проверок проверяется правильность исчисления налогов, в том числе и налога на доходы физических лиц.

Подпунктом 4 п. 5 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, предусмотрено, что при выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок налоговый орган учитывает также информацию, поступающую в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате неучтенной заработной платы ("в конвертах"), неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и иную аналогичную информацию.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Р. А.СААКЯН

04.02.2014