Коммерческая организация получила целевые бюджетные средства в форме субсидии субъектам малого предпринимательства, осуществляющим отдельные виды деятельности по приоритетным направлениям поддержки малого предпринимательства за счет средств бюджета субъекта РФ. Эти средства были потрачены на частичную оплату объекта основных средств (сумма субсидии меньше стоимости объекта ОС). Можно ли принять к вычету НДС по приобретенному объекту ОС в полном размере?
Ответ: Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрена в рамках ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства". Она осуществляется в соответствии с законодательством РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 209-ФЗ).
Вычет по НДС по приобретенным основным средствам, на основании норм Налогового кодекса РФ, предоставляется налогоплательщикам при одновременном выполнении следующих условий (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172):
- цель приобретения - для осуществления облагаемых НДС операций;
- принятие к учету объекта ОС;
- наличие счета-фактуры с выделенной суммой НДС.
Отметим, что гл. 21 НК РФ не содержит каких-либо ограничений на реализацию налоговых вычетов при приобретении ОС в зависимости от источника поступления денежных средств, использованных для их оплаты. Следовательно, источник оплаты - субсидия - не ограничивает прав приобретающей стороны (коммерческой организации) на заявление НДС к вычету.
Подтверждает это и судебно-арбитражная практика:
- налоговое законодательство не ставит право на возмещение НДС в зависимость от источника поступления на счета налогоплательщика денежных средств, использованных для расчетов за приобретаемые товары (в данном случае речь шла о целевом бюджетном финансировании деятельности сельскохозяйственных предприятий без разделения на составляющие, то есть денежные средства выделялись в целях пополнения оборотных средств и у получателей не возникало обязанности расходовать их на определенные цели), - Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.09.2006 по делу N А82-19017/2005-28;
- вычет по НДС не ставится в зависимость от источника поступления средств налогоплательщику (в данном случае речь шла о республиканской инвестиционной программе, за счет средств которой налогоплательщик оплатил работы по строительству водозаборных, очистных, водопроводно-канализационных объектов) - Постановление ФАС Уральского округа от 03.12.2007 по делу N Ф09-9866/07-С3.
Аналогичный вывод содержит Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.03.2009 по делу N А53-10102/2008-С5-47.
Имеется также Письмо Минфина России от 21.10.2009 N 03-07-11/260, в котором финансисты указали, что принятие к вычету (возмещению) сумм НДС, оплаченных за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета. Поэтому в случае уплаты налога по товарам (работам, услугам) за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета для компенсации расходов, данные суммы налога к вычету не принимаются. В связи с этим суммы НДС по товарам, оплаченным за счет средств федерального бюджета, следует восстанавливать.
Что касается сумм налога на добавленную стоимость по товарам, оплаченным за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, то данные суммы восстановлению не подлежат.
В данном случае субсидия организации выделена не из федерального бюджета. Поэтому, учитывая нормы НК РФ, позицию арбитражных судов и мнение Минфина России по данному вопросу, организация имеет право на возмещение НДС по приобретенному объекту ОС, в том числе и за счет средств выделенной ей субсидии.
С. А.Скобелева
Консалтинговая группа "Аюдар"
28.10.2010