Как правильно заключить хозяйственный договор
(Виговский Е. В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)
Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
КАК ПРАВИЛЬНО ЗАКЛЮЧИТЬ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ДОГОВОР
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 26 мая 2005 года
Е. В. ВИГОВСКИЙ
Виговский Е. В., советник налоговой службы III ранга.
Общие положения
В условиях развития рыночных отношений большое значение имеют хозяйственные связи между предприятиями, учреждениями, организациями различных форм собственности, основанными на исполнении хозяйствующими субъектами договорных обязательств, а именно по выполнению различных видов работ и оказанию услуг (по поставке и купле-продаже товаров; перевозке грузов; аренде помещений; выполнению научно-исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ; строительству объектов, их капитальному и текущему ремонту, производству товаров, продукции и многое другое).
Различные виды договоров, заключаемых между юридическими лицами, являются средством регулирования товарно-денежных отношений между хозяйствующими субъектами, определяющим их права и обязанности.
Особое место среди многообразия юридических лиц, осуществляющих те или иные виды деятельности, принадлежит коммерческим организациям, которые в процессе их финансовой деятельности вступают в договорные отношения с предприятиями различных форм собственности посредством заключения договоров (контрактов).
Необходимо отметить, что, вступая в договорный процесс с различными хозяйствующими субъектами, руководители и главные бухгалтеры, сотрудники организаций, ответственные за их финансово-хозяйственную деятельность, должны владеть основами правовых знаний действующего законодательства о юридических лицах (об их создании, деятельности, ответственности за неисполнение договорных обязательств, судебно-арбитражной практике разрешения споров, особенностях заключения отдельных видов контрактов (договоров) и т. д.), в том числе и бюджетного законодательства Российской Федерации, так как без этого невозможно правильно и целенаправленно осуществлять договорно-правовую работу, экономно и рационально расходовать денежные средства.
Заключение договоров (контрактов) на поставку товаров (продукции), выполнение работ (услуг) с субъектами предпринимательской деятельности, организациями различных форм собственности должно производиться только по результатам оценки их финансово-хозяйственной деятельности, включая добровольное предоставление налоговых деклараций, балансов, других сведений, которые не могут составлять коммерческую или налоговую тайну, а также документов об их государственной регистрации, учредительных документов и выписок из Единого государственного реестра налогоплательщиков, а также иных сведений.
Придавая большое значение ответственности, которая возлагается на руководителей и сотрудников организаций при заключении договоров (контрактов) (надлежащее исполнение обязательств по договорам, соблюдение принципов экономии средств и т. д.), должностным лицам, ответственным за подготовку проектов договоров, необходимо иметь в виду, что предварительным результатом для заключения любого договора прежде всего является только выбор хозяйствующего субъекта, с которым возможно заключение контракта.
Однако окончательное оформление договорных обязательств должно производиться с субъектом предпринимательской деятельности после полного изучения документации (бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и т. д.) его финансово-хозяйственной деятельности, учредительных документов и иной документации.
Это вызвано тем, что на рынке всевозможных предлагаемых товаров (продукции), работ (услуг) имеют место случаи недобросовестной конкуренции, появления фирм-однодневок, регистрации предприятий по утерянным и поддельным паспортам, наличия большого количества (предприятий, учреждений, организаций) банкротов, в том числе находящихся и в стадии ликвидации.
Нередки случаи появления на рынке предлагаемых услуг коммерческих организаций, которые создаются без намерения осуществлять какую-либо предпринимательскую деятельность.
Целью создания таких организаций является получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности.
Немало примеров деятельности таких организаций имеется в судебно-следственной практике.
Предприятие С заключило с одной из организаций договор на поставку товаров. Под данный договор предприятие получило кредит в одном из коммерческих банков на приобретение товаров с целью дальнейшей поставки его другой организации. Полученные деньги в банке были распределены среди учредителей предприятия.
Отсутствие необходимой и надлежащей финансовой информации о субъектах предпринимательской деятельности, с которыми заключаются контракты на поставку товаров (продукции), выполнение работ (услуг) для хозяйственных нужд организации и предпринимательской деятельности, беспечность и халатность в расходовании денежных средств, возникающих из-за "нежелания исполнения действующего законодательства Российской Федерации", либо отсутствие необходимых финансово-правовых знаний может явиться следствием не только негативных последствий расходования финансовых средств, но и повлечь за собою меры ответственности лиц в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Особая значимость финансового регулирования деятельности организации, включая соблюдение законодательства о бюджетном процессе в Российской Федерации, в том числе и в деятельности бюджетных учреждений, в настоящее время принадлежит Бюджетному кодексу Российской Федерации.
О бюджетных организациях
Следует также иметь в виду, что необходимость Бюджетного кодекса Российской Федерации вызвана тем, что развитие рыночных отношений в России, определенная разбалансированность отдельных звеньев отраслей экономики страны потребовали принятия решительных мер в регулировании бюджетного процесса, установления и усиления контроля за расходованием бюджетных средств. Осуществление действенного контроля со стороны государства за данными процессами является мерой дальнейшего эффективного развития экономики нашего государства.
Принятие Бюджетного кодекса позволило упорядочить множество законодательных и нормативно-правовых актов, определяющих бюджетный процесс в Российской Федерации, соединить воедино основные принципы бюджетной системы и регулирования межбюджетных отношений, определить формы финансового контроля за расходованием средств и прежде всего законодательно закрепить основания и виды ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.
Имеющие место расточительность, неэкономное и нецелевое использование средств организаций всех форм собственности, даже всевозможные формы злоупотреблений со стороны должностных лиц организаций, включая и использование бюджетных средств в корыстных целях, на что неоднократно обращалось внимание в средствах массовой информации, потребовали со стороны государственных органов принятия решительных, в том числе и законодательных, мер для пресечения всяких попыток хищения средств и применения к виновным лицам адекватных мер соответствующего воздействия.
Например, бюджетные учреждения, осуществляя закупки товаров, работ и услуг, производят их на основе только государственных или муниципальных контрактов, если сумма контракта составляет свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда (статья 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации), при этом бюджетные учреждения должны вести реестры закупок (статья 73 Кодекса).
Государственный или муниципальный контракт-договор заключается органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.
Заключение договора (контракта) - это важный и ответственный по своей природе юридический факт, поскольку от того, как он будет исполнен, зависит прежде всего экономия финансовых средств любой организации, их целевое расходование и использование.
Естественно, от того, какой информацией будет обладать также и бюджетное учреждение о контрагенте, зависят обязательства по контракту и вытекающие из него позитивные или негативные последствия, как было отмечено ранее, также и для бюджетного учреждения.
Изучение документов организации - предварительное условие
для заключения договора. Юридические лица
Оформление договорных обязательств, включая и бюджетные учреждения, должно производиться только с юридическим лицом, как отмечено ранее, только после изучения всех документов (устава и учредительного договора, свидетельства о государственной регистрации и о постановке на налоговый учет, лицензий на те или иные виды деятельности, которые указаны в учредительных документах, положений о филиалах и обособленных подразделениях и т. д.).
Необходимость изучения вышеуказанных и иных вопросов является неукоснительным, безусловным предписанием для всех учреждений, включая и финансируемые из бюджетов всех уровней, в том числе и для федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и их должностных лиц.
Для этого обязательно знание гражданского законодательства о юридических лицах, что несомненно окажет действенную и эффективную помощь при оформлении и заключении государственных контрактов.
Необходимо остановиться на определении юридического лица, особенностях создания и функционирования юридических лиц, а также теоретических аспектах данных о них в гражданском праве.
Так, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету (статья 48 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При выборе хозяйствующих субъектов для заключения, например, договоров на поставку товаров (продукции), выполнения работ (услуг) следует достоверно убедиться, является ли выбранный субъект именно юридическим лицом, обладает ли выбранный субъект основополагающими признаками юридического лица, которые в совокупности необходимы для признания организации субъектом гражданского права.
Важно установить, обладает ли организация полной правоспособностью на ведение хозяйственной деятельности (имеется ли лицензия на те или иные виды деятельности, свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации), свидетельство о постановке на налоговый учет и многое другое).
Теория гражданского права выделяет четыре признака юридического лица.
Первым признаком юридического лица является его организационное единство.
Организационное единство юридического лица составляет иерархия его органов управления, соподчиненность вышестоящего органа управления нижестоящим органам либо наличие коллегиальных органов или единоличного органа управления.
Признак организационного единства должен быть закреплен в учредительных документах (уставе, учредительном договоре) юридического лица, что, в свою очередь, выражает волеизъявление субъекта как юридического лица в лице его органа управления на совершение тех или иных действий. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Согласно статье 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций, должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица.
В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава (часть 2 статьи 52 Кодекса).
Другим признаком юридического лица является имущественная обособленность юридического лица.
Для осуществления предпринимательской деятельности юридического лица необходимо наличие соответствующего имущества (машин, оборудования, инструментов и т. д.).
Наряду с вышеизложенным общим признаком для всех организационно-правовых форм юридических лиц является формирование уставного капитала (имущества) в процессе создания юридического лица.
Имущественная обособленность юридического лица - это наличие собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом.
Имущество юридического лица может проявляться не только в вещном праве, но и наличием на счетах в кредитных организациях денежных средств.
Кроме того, наличие обособленного имущества отражается в бухгалтерских документах (балансах, расчетах, налоговых декларациях) хозяйствующего субъекта, что, в свою очередь, позволяет дать оценку имущественного положения юридического лица как субъекта предпринимательской деятельности и его финансовой устойчивости, что является особенно важным для выбора контрагента при заключении договора (контракта).
Другим признаком юридического лица является самостоятельная гражданско-правовая ответственность по его обязательствам.
Так, юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Это относится ко всем видам и фондам имущества, в том числе к ценным бумагам, денежным средствам на счетах в банках, движимому и недвижимому имуществу и т. д.
Необходимо иметь в виду, что результаты последствий гражданско-правовой ответственности юридических лиц зависят от различных организационно-правовых форм юридических лиц. Экономические споры с их участием разрешаются в судебном порядке в арбитражных судах.
Следующим признаком юридического лица является выступление в гражданском правовом обороте от своего имени.
От своего имени юридическое лицо приобретает гражданские права, соответствующие целям его деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
От имени юридического лица выступают в том числе его сотрудники, наделенные полномочиями, представляют интересы юридического лица в суде.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.
Организационно-правовые формы юридических лиц
Юридические лица могут функционировать в следующих организационно-правовых формах: хозяйственные товарищества и общества, полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственные кооперативы, государственные унитарные и муниципальные предприятия, некоммерческие организации.
Необходимо отметить, что правовое регулирование деятельности отдельных юридических лиц закреплено не только в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - Кодекс), но и в ряде иных законодательных актов, не противоречащих Кодексу, в частности в Федеральном законе от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", в Федеральном законе от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", в Федеральном законе от 08.12.95 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", в Федеральном законе от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в Федеральном законе от 08.05.96 N 41-ФЗ "О производственных кооперативах", в Федеральном законе от 19.05.95 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", в Федеральном законе от 30.11.95 N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах", в Федеральном законе от 11.08.95 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и т. д.
Среди многообразия форм юридических лиц можно выделить коммерческие и некоммерческие организации.
Согласно статье 50 Кодекса юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Гражданское законодательство Российской Федерации (статья 2 Кодекса) определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Из вышеизложенного следует, что целью создания и деятельности коммерческих организаций является получение прибыли.
В соответствии с пунктом 3 статьи 50 Кодекса юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Согласно статье 213 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
Поэтому при разрешении споров следует иметь в виду, что с момента внесения имущества в уставный (складочный) капитал и государственной регистрации соответствующих юридических лиц учредители (участники) названных юридических лиц утрачивают право собственности на это имущество (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.98 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Одной из организационно-правовых форм юридических лиц является унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.
В соответствии со статьей 115 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296 и 297 Кодекса.
Государственные и муниципальные предприятия пользуются всеми правами, предоставленными законом собственнику, на судебную защиту закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления имущества, включая право на предъявление виндикационного и негаторного исков, в том числе и в отношении собственника указанного имущества.
О вещном праве на закрепленное имущество. О договоре аренды
Как указал в своем Постановлении от 25.02.98 N 8 Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, при разрешении споров, связанных с осуществлением государственными и муниципальными предприятиями права хозяйственного ведения или оперативного управления, следует учитывать установленные статьями 295 и 296 Кодекса ограничения прав предприятий по распоряжению закрепленным за ними имуществом. Сделки, совершенные предприятиями по отчуждению имущества вопреки названным ограничениям, являются недействительными и ничтожными.
Следует обратить внимание на требования статей 295 и 296 Кодекса.
Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника (статья 295 Кодекса).
В связи с вышеизложенным при заключении, например, договоров аренды нежилых помещений организациям и бюджетным учреждениям следует обращать внимание на то, что факт нахождения имущества на балансе одного предприятия не является основанием для признания балансодержателя единственным законным владельцем помещений с имеющимся в них имуществом и оборудованием, если эти помещения ранее были предоставлены другим предприятиям и организациям в установленном порядке.
Данные требования распространяются на статью 650 Кодекса, согласно которой арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору здание или сооружение. При этом помещения, составляющие целостность здания (сооружения), должны быть никем не обременены, не сданы в аренду другим юридическим лицам.
Необходимо убедиться в том, что если юридическое лицо обладает исключительным правом на нежилые помещения, является их собственником (имеет исключительные полномочия по владению, пользованию и распоряжению), то это не является препятствием для заключения договора на аренду нежилых помещений.
КонсультантПлюс: примечание.
Постановление Правительства РФ от 01.02.2001 N 80 "Об утверждении Положения о лицензировании финансовой аренды (лизинга) в Российской Федерации" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 08.05.2002 N 302 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности".
В случае если юридическому лицу помещение, являющееся объектом, входящим в здание и сооружение, было передано собственником также в аренду и есть определенные ограничения в праве хозяйственного ведения или оперативного управления им (без согласия собственника арендодатель не вправе сдавать помещения в аренду), арендатору (бюджетному учреждению) в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" необходимо потребовать от юридического лица - арендодателя правоустанавливающие документы на данное здание (сооружение) и помещение и выписку об их государственной регистрации, в том числе и лицензию (Постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2001 N 80 "Об утверждении Положения о лицензировании финансовой аренды (лизинга) в Российской Федерации").
Кроме того, представляет особый интерес включение, как правило, со стороны арендодателя в договор условий о порядке расторжения договоров аренды в случае нарушения его условий со стороны арендатора.
Возможные последствия ненадлежащего исполнения обязательств.
Судебно-арбитражная практика
При этом необходимо иметь в виду нижеследующее.
В своем информационном письме N 14 от 05.05.97 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что требование о расторжении договора аренды не подлежит удовлетворению, если в разумный срок устранены нарушения, послужившие основанием для обращения в арбитражный суд.
Так, на рассмотрение арбитражного суда передано заявление с просьбой о расторжении договора в связи с существенными нарушениями условий договора - систематическими неплатежами арендной платы, невыполнением обязательств по ремонту арендованного помещения, заключением договоров субаренды без разрешения арендодателя.
В ходе разбирательства дела в заседании суда ответчик представил доказательства об устранении перечисленных нарушений.
Арбитражный суд в удовлетворении исковых требований отказал по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами.
Как следует из статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, перечисленные нарушения могут служить основанием для постановки вопроса о расторжении договора в судебном порядке только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательств в разумный срок.
Учитывая, что допущенные арендатором нарушения условий договора, явившиеся причиной для обращения в арбитражный суд, в необходимый для этого срок устранены, у арендодателя не было оснований для предъявления такого иска.
Несомненно, как следует из вышеизложенного, знание судебно-арбитражной практики по вопросам, связанным с заключением и расторжением контрактов (договоров аренды нежилых помещений), окажет действенную помощь при внесении в договор аренды тех или иных условий, в том числе и условий об их расторжении.
При намерении заключить контракт с хозяйствующим субъектом (юридическим лицом) необходимо достоверно убедиться в индивидуализации юридического лица, что включает в себя также наименование и место его нахождения.
Об индивидуализации юридического лица
Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
Наличие наименования юридического лица позволяет индивидуализировать юридическое лицо среди множества других юридических лиц. Наименования некоммерческих организаций, а также унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях других коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Например: Закрытое акционерное общество "Тема", Открытое акционерное общество "Ершов". Юридическое лицо может иметь полное и сокращенное наименования на русском и иностранном языках либо языке народов Российской Федерации. Наименование на русском языке - государственном языке Российской Федерации - во всех случаях является необходимым.
Выбор фирменного наименования юридическим лицом производится самостоятельно.
Необходимо отметить, что фирменное наименование юридического лица является объектом "интеллектуальной собственности".
Интеллектуальная собственность охраняется законом (статья 44 Конституции Российской Федерации).
К числу основных законодательных актов необходимо отнести: Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", Закон Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", Закон Российской Федерации "О правовой охране топологий интегральных микросхем".
Являясь интеллектуальной собственностью и средством индивидуализации, фирменное наименование юридического лица может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя (статья 138 Кодекса).
Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.
КонсультантПлюс: примечание.
Постановление Правительства РФ от 10.03.1999 N 266 "О порядке ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
КонсультантПлюс: примечание.
Приказ МНС РФ от 16.06.1999 N АП-3-12/180 "Об организации работы налоговых органов по предоставлению пользователям информационных ресурсов необходимой информации, содержащейся в едином государственном реестре налогоплательщиков" утратил силу в связи с изданием Приказа МНС РФ от 12.07.2002 N БГ-3-09/360 "Об отмене Приказов МНС России от 16.06.1999 N АП-3-12/180, от 05.12.2000 N БГ-3-12/423, от 18.04.2002 N БГ-3-09/206".
Фирменное наименование юридического лица регистрируется вместе с самой организацией в составе ее учредительных документов (пункт 3 статьи 54 Кодекса) и включается путем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков (Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.99 N 266 "О порядке ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков", Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 16.06.99 N АП-3-12/180 "Об организации работы налоговых органов по предоставлению пользователям информационных ресурсов необходимой информации, содержащейся в Едином государственном реестре налогоплательщиков").
Для различных организационно-правовых форм юридических лиц содержание наименования включает:
- фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова "полное товарищество", либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов "и компания" и слов "полное товарищество" (пункт 3 статьи 69 Кодекса);
- фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова "товарищество на вере" или "коммандитное товарищество", либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов "и компания" и слов "товарищество на вере" или "коммандитное товарищество". Если в фирменное наименование товарищества на вере включено имя вкладчика, такой вкладчик становится полным товарищем (пункт 4 статьи 82 Кодекса);
- фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью должно содержать наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью" (пункт 2 статьи 87 Кодекса);
- фирменное наименование общества с дополнительной ответственностью должно содержать наименование общества и слова "с дополнительной ответственностью" (пункт 2 статьи 95 Кодекса);
- фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным (пункт 2 статьи 96 Кодекса);
- фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова "производственный кооператив" или "артель" (пункт 3 статьи 107 Кодекса);
- фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества (пункт 3 статьи 113 Кодекса);
- фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным (пункт 3 статьи 115 Кодекса);
- наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также или слово "кооператив", или слова "потребительский союз" либо "потребительское общество" (пункт 3 статьи 116 Кодекса);
- наименование фонда должно содержать слово "фонд", сведения о цели фонда (пункт 4 статьи 118 Кодекса);
- наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова "ассоциация" или "союз" (пункт 5 статьи 121 Кодекса).
Указанные примеры содержания наименований юридических лиц различных организационно-правовых форм предусмотрены также и в ряде законодательных актов.
Согласно статье 4 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество имеет свое фирменное наименование, которое должно содержать указание на его организационно-правовую форму и тип (закрытое или открытое).
Общество вправе иметь полное и сокращенное наименование на русском языке, иностранных языках и языках народов Российской Федерации. Фирменное наименование общества на русском языке и указание его местонахождения должны содержаться в круглой печати общества.
Кроме того, общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.
В соответствии с Федеральным законом от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью". Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью" или аббревиатуру ООО.
При этом фирменное наименование общества на русском языке не может содержать иные термины и аббревиатуры, отражающие его организационно-правовую форму, в том числе заимствованные из иностранных языков, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации (статья 4).
О местонахождении юридического лица
Перед заключением договора необходимо проверить фактическое местонахождение юридического лица, поскольку в случае невыполнения либо ненадлежащего выполнения обязательств по договору отсутствие сведений о местонахождении хозяйствующего субъекта может привести к негативным последствиям.
Действующее законодательство (статья 54 Гражданского кодекса Российской Федерации) определяет место нахождения юридического лица как место его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6 и N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что до введения в действие закона о регистрации юридических лиц при разрешении споров следует исходить из того, что местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов.
Как свидетельствует практика деятельности хозяйствующих субъектов, место нахождения юридического лица может не совпадать с его юридическим адресом (местом нахождения его органов управления) и осуществлением непосредственной деятельности.
Так, юридическое лицо может быть зарегистрировано в одном регионе, а осуществлять предпринимательскую деятельность в другом регионе.
Юридические лица, имеющие надлежащую репутацию в сфере тех либо иных видов услуг (деятельности), имеют специально оборудованные помещения (рабочие места) для размещения своих сотрудников и административного аппарата (органов управления), складские помещения, оборудование, основные средства и т. д.
Следует помнить, что правовым основанием фактического местонахождения юридического лица по определенному юридическому адресу является договор аренды на нежилое помещение либо документ о праве собственности на недвижимое имущество (здание, помещение и т. д.).
Указание в учредительных документах сведений о регистрации юридического лица (квартира, ДЕЗ и т. д.) является обстоятельством, которое при подготовке к заключению договора требует надлежащей проверки документов.
По одному и тому же адресу может быть зарегистрировано большое количество юридических лиц. В существующей практике - от 100 до более 1500 юридических лиц.
Отсутствие фактического адреса и сведений о местонахождении хозяйствующего субъекта является недопустимым при заключении любых видов договоров.
Отражение в учредительных документах, в свидетельстве о государственной регистрации сведений о регистрации (перерегистрации) юридического лица (квартира, ДЕЗ и т. д.) свидетельствует об имеющих место нарушениях в государственной регистрации юридического лица, несоответствиях его учредительных документов действующему законодательству либо "о подлоге документов" (регистрации по утерянному паспорту) и т. д.
Для подтверждения достоверных данных о юридическом адресе хозяйствующего субъекта перед заключением договора необходимо, как было отмечено ранее, потребовать и получить от уполномоченного представителя юридического лица либо его органов документ (договор аренды либо свидетельство о праве собственности на нежилое помещение), а также визуально и фактически достоверно проверить наличие организации по адресу, указанному в договоре и в свидетельстве о праве собственности на недвижимое имущество.
Так, размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота.
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг обязан довести до сведения фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.98 N 37).
Кроме того, как было отмечено ранее, основным законодательным актом, определяющим права на недвижимое имущество и сделок с ним, является Федеральный закон от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также Постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.98 N 219 "Об утверждении правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Государственная регистрация прав носит открытый характер, что позволяет в случае возникновения сомнений в представленных юридическим лицом документах согласно статье 8 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ получить информацию о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним.
Разъяснения по отдельным вопросам государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений даны в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.06.2000 N 53.
Статья 1 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" относит жилые и нежилые помещения к недвижимому имуществу, право на которое, а также сделки с которыми подлежат обязательной государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены законом.
Согласно части 2 пункта 6 статьи 12 данного Закона помещение (жилое и нежилое) представляет собой "объект", входящий в состав зданий и сооружений.
Принимая во внимание то, что нежилое помещение является объектом недвижимости, отличным от здания или сооружения, в котором оно находится, но неразрывно с ним связанным, и то, что в Гражданском кодексе Российской Федерации отсутствуют какие-либо специальные нормы о государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений, к таким договорам аренды должны применяться правила пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды нежилых помещений, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Договор аренды нежилых помещений, заключенный на срок менее одного года, не подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента, определяемого в соответствии с пунктом 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Правовые основания использования интеллектуальной
и иной собственности
В процессе преддоговорной работы, изучения учредительных и иных документов юридического лица, образцов произведенных товаров (продукции), выполняемых работ (услуг) необходимо проверить правовые основания использования юридическим лицом товарных знаков, знаков обслуживания и маркировки товаров (продукции).
В случае заключения договоров на поставку научно-технической продукции (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем) следует проверить наличие у юридического лица форм охранных документов на данные виды продукции.
Необходимость в проведении данной проверки вызвана тем, что вышеуказанные отличительные признаки товаров (продукции), выполняемых работ (услуг), а также охранные документы на вышеуказанные виды продукции могут быть использованы только юридическим лицом - правообладателем, производителем товаров (продукции).
В предусмотренном действующим законодательством порядке это право может быть использовано иными лицами только с разрешения юридического лица - правообладателя и оформления соответствующих документов в уполномоченных на это органах.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 23.09.92 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических лиц от однородных товаров и услуг (далее - товары) других юридических лиц.
В процессе производства товаров (продукции) производителем товара должно быть указано место его происхождения. Использованием наименования места происхождения товара считается применение его на товаре, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в хозяйственный оборот.
На использование товарного знака и использование места происхождения товара (продукции) выдается соответствующее свидетельство.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.97 N 1203 "О Российском агентстве по патентам и товарным знакам и подведомственных ему организациях" и в целях приведения форм охранных документов на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, на право пользования наименованием места происхождения товара, свидетельств об официальной регистрации программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральной микросхемы Приказом Российского агентства по патентам и товарным знакам от 22.09.98 N 179 утверждены формы охранных документов.
Учредительные документы юридического лица
Представляется наиболее важным изучение учредительных документов юридического лица, поскольку несоответствие учредительных документов действующему законодательству может явиться следствием "неблагоприятных последствий" для сторон по контракту.
Учредительные документы юридического лица обязательны не только для заключивших их (учредительный договор) или утвердивших (устав) учредителей, но и для всех, кто вступает в отношения с данным юридическим лицом, включая органы государственной и муниципальной власти; некоторые ограничения действия этого правила установлены статьями 173 - 174 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц.
В процессе изучения учредительных документов юридического лица (предприятия) следует знать, что учредительные документы должны соответствовать действующему законодательству Российской Федерации, и к ним предъявляются следующие требования:
- устав должен содержать сведения об организационно-правовой форме, наименовании, местонахождении предприятия, размере его уставного капитала (фонда), составе, порядке формирования и компетенции его органов управления и контроля, порядке распределения прибыли и образования фондов предприятия, порядке и условиях реорганизации и ликвидации предприятия;
- для государственных и муниципальных предприятий, а также некоммерческих организаций, имеющих право ведения предпринимательской деятельности, обязательно указание в их уставах видов деятельности, осуществляемых предприятиями;
- договор учредителей должен содержать сведения о наименовании (имени) и юридическом статусе учредителей, их местонахождении (местожительстве), государственной регистрации (для юридических лиц) или личности (паспортные данные - для физических лиц), размере уставного капитала создаваемого предприятия, долях участия (паях, количестве акций), принадлежащих каждому учредителю, размерах, порядке и способах внесения вкладов (оплаты акций).
В договоре учредителей полного или смешанного товарищества указываются также номера свидетельств о регистрации в качестве предпринимателей граждан, являющихся его действительными членами;
- размер уставного капитала (фонда) акционерного общества, предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместного предприятия независимо от его организационно-правовой формы), государственного или муниципального предприятия не должен быть менее суммы, равной 1000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, установленному законодательством Российской Федерации на дату представления учредительных документов для регистрации.
Минимальный уставный капитал открытого общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого общества - не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на дату государственной регистрации общества.
Размер уставного капитала (фонда) предприятий других организационно-правовых форм не должен быть менее суммы, равной 100-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, установленному законодательством Российской Федерации на дату представления учредительных документов для регистрации.
В связи с изложенным необходимо также потребовать документ, подтверждающий внесение указанного в учредительных документах уставного капитала.
В случае если размер уставного капитала (фонда) превышает величину, установленную антимонопольным законодательством Российской Федерации, учредитель (учредители) обязан представить документ, подтверждающий согласие соответствующего антимонопольного органа на создание предприятия.
Пример. В информационном письме от 13.01.2000 N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что неприведение в установленный срок акционерным обществом или обществом с ограниченной ответственностью учредительных документов в соответствие с законом, регулирующим порядок создания и деятельности таких обществ, может являться основанием для их ликвидации.
Прокурор обратился в арбитражный суд с иском о ликвидации акционерного общества, которое в нарушение пункта 3 статьи 94 Федерального закона "Об акционерных обществах" не привело свой устав в соответствие с Законом.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что невыполнение требований законодательства о приведении обществом своих учредительных документов в соответствие с законом в установленный им срок является грубым нарушением законодательства, и по этим основаниям юридическое лицо (общество) может быть ликвидировано согласно решению арбитражного суда в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела арбитражный суд руководствовался указаниями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.98 N 4/2 "О применении пункта 3 статьи 94 Федерального закона "Об акционерных обществах", согласно которым суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству может предложить обществу принять меры по устранению имеющихся в учредительных документах расхождений с законом путем внесения в них необходимых изменений и дополнений с регистрацией их в установленном порядке.
В случае неустранения и неприведения учредительных документов в соответствие с действующим законодательством в установленный в определении суда срок арбитражный суд решает вопрос о ликвидации общества на основании пункта 2 статьи 61 Кодекса.
Учитывая, что в настоящее время в арбитражные суды направляется большое количество исков о ликвидации юридических лиц по основаниям, указанным в статье 61 Кодекса, перед заключением договора с субъектом предпринимательской деятельности необходимо выяснить в налоговом органе по месту постановки на учет данного субъекта вопрос о соответствии учредительных документов юридического лица требованиям действующего законодательства и не находится ли данное юридическое лицо в стадии ликвидации (в пределах сведений, которые могут быть предоставлены налоговым органом).
Следует обращать внимание также на то, что любые сделки, совершенные юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, могут быть признаны судом недействительными по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности (статья 173 Кодекса).
О полномочиях органа юридического лица и руководителя
В интересах предотвращения последствий недействительности сделки (договора) также необходимо руководствоваться нижеследующим.
Перед подготовкой и принятием окончательного решения о заключении договора от уполномоченного лица субъекта предпринимательской деятельности необходимо потребовать документы (паспорт), документы, свидетельствующие о его полномочиях на совершение сделки (подписание контракта), в том числе и надлежащим образом оформленную доверенность и учредительные документы.
В случае если полномочия лица на совершение сделки ограничены договором либо полномочия органа юридического лица - его учредительными документами по сравнению с тем, как они определены в доверенности, в законе либо как они могут считаться очевидными из обстановки, в которой совершается сделка, и при ее совершении такое лицо или орган вышли за пределы этих ограничений, сделка может быть признана судом недействительной по иску лица, в интересах которого установлены ограничения, лишь в случаях, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанных ограничениях (статья 174 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В судебной практике возникают споры, связанные с заключением сделок от имени юридических лиц их не уполномоченными на то работниками.
Распространены также случаи, когда исполнительные органы коммерческой организации, заключая сделки, выходят за пределы своих полномочий при заключении кредитных договоров, сделок с недвижимым имуществом и т. д., что впоследствии при заключении всевозможных контрактов может повлечь неблагоприятные последствия.
При разрешении одного из споров Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации было отмечено, что в одном из заключенных договоров было указано, что генеральный директор действовал на основании устава, в связи с этим другая сторона по договору должна была ознакомиться с уставом. Наличие в уставе правил о совершении сделок с согласия правления общества явилось основанием для признания заключенного договора недействительным в силу статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Во избежание ошибок и нарушений при заключении контрактов с хозяйствующими субъектами необходимо руководствоваться разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В своем Постановлении от 14.05.98 N 9 "О некоторых вопросах применения статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации при реализации органами юридических лиц полномочий на совершение сделок" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что сделка по указанным в статье 174 Кодекса основаниям может быть признана недействительной лишь в случаях, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об ограничениях полномочий органа юридического лица, заключившего сделку. В связи с этим необходимо учитывать, что указанное обстоятельство входит в предмет доказывания по данным делам.
В соответствии с главой 7 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации ("Доказательства и доказывание") бремя доказывания этого обстоятельства возлагается на истца, заявившего иск о признании оспоримой сделки недействительной.
Поскольку из смысла статьи 174 ГК РФ следует, что закон допускает случаи, когда другая сторона в сделке не знала и не должна была знать об установленных учредительными документами ограничениях, ссылка в договоре, заключенном от имени организации, на то, что лицо, заключившее сделку, действует на основании устава данного юридического лица, должна оцениваться судом с учетом конкретных обстоятельств заключения договора и в совокупности с другими доказательствами по делу. Такое доказательство, как и любое другое, не может иметь для арбитражного суда заранее установленной силы и свидетельствовать о том, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанных ограничениях.
В правоотношениях с участием юридических лиц надлежит иметь в виду, что статья 174 Кодекса может применяться в тех случаях, когда полномочия органа юридического лица определенно ограничены учредительными документами последнего.
Наличие указанных ограничений, установленных в других документах, не являющихся учредительными, не может являться основанием для применения данной статьи.
Об оформлении полномочий
Необходимо обращать внимание также на то, что лицо может признаваться действующим без полномочий, если оно вообще ими не наделялось, либо в доверенности от имени юридического лица имеются существенные правовые нарушения и т. д.
Согласно статье 183 ГК РФ при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку.
В процессе подготовительной работы для заключения договора (контракта) необходимо, как было отмечено ранее, потребовать от выбранного контрагента доверенность (в случае если такая доверенность обязательная или она указана в контракте).
Учитывая, что доверенность - это определенный юридический документ, следует дать правовую оценку о соответствии ее действующему гражданскому законодательству и владеть необходимыми правовыми знаниями о данном виде документа.
С введением в действие части первой и второй Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) значительно расширена система гражданско-правовых отношений. В гражданском праве появилось значительное количество новых видов договоров, которые вот уже на протяжении более 5 лет применяются в регулировании экономических и гражданско-правовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами (предприятиями, учреждениями, организациями различных форм собственности) и гражданами.
Дальнейшее совершенствование институтов гражданского права привело к созданию и законодательному регулированию новых видов юридических документов.
Несомненно, наиболее важным и значимым из юридических документов является доверенность, поскольку доверенность как юридический документ и вид сделки применяется в регулировании гражданско-правовых отношений.
Примером тому могут являться случаи, когда доверенность как юридический документ и вид сделки необходима в различных ситуациях: удостоверение и оформление полномочий руководителя филиала юридического лица, купля-продажа жилого дома, квартиры или дачи, автомобиля, получение денег в банке, заработной платы, материальных ценностей, на приватизацию квартиры, на обмен жилой площади, на распоряжение в течение трех лет вкладом, на распоряжение имуществом и при совершении иных значимых действий (заключение договоров), в том числе и при защите интересов различных лиц (предприятий, учреждений и организаций) в арбитражном суде либо в суде общей юрисдикции и т. д.
Гражданский кодекс Российской Федерации определяет доверенность как письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.
Доверенность оформляется в строго определенных случаях и обязательно в письменной форме. Устная форма доверенности не допускается.
Доверенность относится к сделке односторонней, поскольку оформляется от имени одного лица, волеизъявление которого необходимо для совершения указанных в доверенности действий.
Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, скрепленной оттиском печати этой организации.
Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации.
По требованию юридического лица доверенность от его имени может быть нотариально удостоверена.
Доверенность от имени нескольких лиц может быть удостоверена только в том случае, если действия, предусмотренные доверенностью, касаются однородных интересов всех лиц, выдающих доверенность, например: доверенность на ведение общего судебного дела.
Доверенность должна содержать и иметь следующие реквизиты: в тексте доверенности должны быть указаны место и дата ее составления (подписания), фамилия, имя, отчество и паспортные данные лица, выдавшего доверенность, и лица, на имя которого она была выдана.
В доверенности, выдаваемой на представителя юридического лица, указывается его полное наименование, местонахождение руководящего органа и должностное положение лица.
По содержанию и объему полномочий, которыми наделяется представитель, различаются три вида доверенности.
1. Генеральные (общие) доверенности выдаются для совершения разнообразных сделок и иных юридических действий в течение определенного периода времени. Пример такой доверенности - доверенность, выдаваемая руководителю филиала юридического лица.
2. Специальные доверенности выдаются на совершение ряда однородных сделок или иных юридических действий. К ним можно отнести доверенности для представительства в суде, арбитражном суде, на получение товарно-материальных ценностей от грузоперевозчика и т. п.
3. Разовые доверенности выдаются для совершения строго определенной сделки или иного юридического действия.
Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна (ст. 186 ГК РФ).
Так, при получении от хозяйствующего субъекта необходимых документов, в том числе и доверенности, необходимо также проверить дату ее выдачи (совершения).
Учитывая, что доверенность является односторонней сделкой, на нее распространяются требования статьи 166 ГК РФ.
Согласно статье 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд также вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
Необходимым условием для совершения действий является их выполнение уполномоченным лицом, которому выдана доверенность и совершать которые оно уполномочено (ст. 187 ГК РФ).
В определенных случаях некоторые виды доверенности могут быть удостоверены определенными должностными лицами.
В строго определенных и установленных действующим законодательством случаях необходимо нотариальное удостоверение доверенности, которое осуществляется путем осуществления в документе удостоверительной надписи нотариуса или другого должностного лица, имеющего право совершать такое нотариальное действие.
Нотариальное удостоверение обязательно в случаях, указанных в законе, и случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.
Доверенность для совершения сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена.
В действующем гражданском законодательстве особое место занимают нормы о передоверии, прекращении доверенности и последствия прекращения доверенности (ст. ст. 187 - 189 ГК РФ).
Так, лицо, которому выдана доверенность, может передоверить совершение действий другому лицу, если оно уполномочено на это доверенностью либо вынуждено к этому силою обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность.
Законодательством установлено также, что передавший полномочия другому лицу должен известить об этом выдавшего доверенность и сообщить ему необходимые сведения о лице, которому переданы полномочия. Неисполнение этой обязанности возлагает на передавшего полномочия ответственность за действия лица, которому он передал полномочия, как за свои собственные. При этом срок действия доверенности, выданной в порядке передоверия, не может превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана.
Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 185 ГК РФ.
В гражданском законодательстве предусмотрены случаи, когда действие доверенности прекращается вследствие истечения срока доверенности, отмены доверенности лицом, выдавшим ее, отказа лица, которому выдана доверенность, прекращения юридического лица, от имени которого выдана доверенность, прекращения юридического лица, которому выдана доверенность, и т. д.
Норма статьи 188 ГК РФ является императивной (общеобязательной).
Так, лицо, выдавшее доверенность, может во всякое время отменить доверенность или передоверие, а лицо, которому доверенность выдана, - отказаться от нее. Соглашение об отказе от этих прав ничтожно. При этом с прекращением доверенности теряет силу передоверие.
Прекращение доверенности порождает определенные правовые последствия.
Так, лицо, выдавшее доверенность и впоследствии отменившее ее, обязано известить об отмене лицо, которому доверенность выдана, а также известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми дана доверенность. Такая же обязанность возлагается на правопреемников лица, выдавшего доверенность, в случаях ее прекращения по основаниям, предусмотренным в подпунктах 4 и 6 пункта 1 статьи 188 ГК РФ.
Законодатель установил, что права и обязанности, возникшие в результате действий лица, которому выдана доверенность, до того, как это лицо узнало или должно было узнать о ее прекращении, сохраняют силу для выдавшего доверенность и его правопреемников в отношении третьих лиц. Это правило не применяется, если третье лицо знало или должно было знать, что действие доверенности прекратилось.
По прекращении действия доверенности лицо, которому она выдана, или его правопреемники обязаны немедленно вернуть доверенность.
Доверенность, срок действия которой прекратился, должна быть возвращена представителем (его правопреемником) лицу, ее выдавшему, чтобы предотвратить возможность ее дальнейшего неправомерного использования.
Исследование документов (доверенности)
Необходимо иметь в виду, что исследование документов (доверенности) должно производиться руководителем юридического лица также и на стадии поставки товаров (продукции) и в иных случаях, когда представителям контрагента руководителем юридического лица даны определенные полномочия.
Так, перед передачей товара (продукции) поставщиком и ее приемкой сотрудниками финансово-хозяйственных служб организации (покупателем), представителем(-ями) поставщика, уполномоченным(-ыми) для участия в приемке-передаче продукции, покупателю предъявляются надлежащим образом оформленная и заверенная печатью поставщика (соответствующей печати на контракте) разовая доверенность, отвечающая по форме и содержанию требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации и подписанная руководителем поставщика, а также паспорт, удостоверяющий его личность.
В доверенности представителя должны быть указаны: дата выдачи доверенности и ее номер, фамилия, имя, отчество, место работы и наименование организации (предприятия) поставщика, должность лица, которому выдана доверенность, паспортные данные представителя и его полномочия на участие в приемке-передаче продукции покупателю. Данные о передоверии полномочий представителя поставщика на совершение им вышеуказанных действий в доверенности не должны быть указаны.
Доверенность представителя поставщика и ксерокопия его паспорта должны прилагаться к договору.
В настоящее время сохраняет свое действие в части, не противоречащей действующему законодательству, Инструкция Министерства финансов СССР от 14.01.67 N 17 "О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности", которая представляет особый интерес для изучения.
Следует также иметь в виду, что при предъявлении представителем(-ями) поставщика доверенности, выданной с нарушением установленного порядка ее заполнения или с незаполненными реквизитами, предъявлении доверенности, имеющей поправки и помарки либо иные подчистки, исправления, свидетельствующие либо дающие основания полагать, что представленный документ является поддельным, либо по получении информации поставщика об аннулировании доверенности необходимо принять меры к установлению личности представителя поставщика, а в случае иных обстоятельств незамедлительно сообщить руководителю организации и в правоохранительные органы.
Доверенность, как было отмечено ранее, - это не только вид сделки, но и прежде всего документ, предоставляющий определенные права.
Подделка, изготовление или сбыт данного вида документа могут повлечь предусмотренные статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации меры ответственности.
Владение общеправовыми знаниями о порядке оформления доверенностей, их выдачи, прекращения доверенности позволит избежать ошибок, прежде всего предотвратить последствия, которые могут возникнуть при приемке-передаче и выдаче материальных ценностей.
Проверка лицензии
Одним из важных документов, подлежащих проверке перед заключением договора, является наличие у юридического лица соответствующей лицензии (разрешения) на виды деятельности, которые указаны в его учредительных документах, и непосредственно на тот вид деятельности, предметом которого являются условия контракта: поставка товаров (продукции), выполнение работ (услуг) и т. д.
В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
КонсультантПлюс: примечание.
Федеральный закон от 25.09.1998 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности субъектов хозяйственной деятельности, является Федеральный закон Российской Федерации от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и множество принятых постановлений Правительства Российской Федерации в области лицензирования, а также ряд иных нормативно-правовых актов, регламентирующих определенные виды деятельности.
Настоящим Федеральным законом регулируются вопросы действия лицензии (статья 7), срока действия лицензии (статья 8), лицензионных требований и условий (статья 9), принятие решения о выдаче лицензии (статья 10), приостановления действия и аннулирования лицензии (статья 13) и другие.
Статьей 14 Закона установлен порядок формирования и ведения реестров лицензий.
Так, в случае возникновения сомнений в подлинности лицензии на тот либо иной вид деятельности либо при наличии оснований предполагать, что лицензирующим органом приостановлена (аннулирована) лицензия юридического лица, перед заключением договора необходимо получить информацию по интересующим вопросам в лицензирующем органе.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что совершаемые юридическим лицом сделки, подлежащие лицензированию, без наличия соответствующей лицензии являются недействительными.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 13.01.2000 N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)" также разъяснил, что осуществление коммерческой организацией деятельности, подлежащей лицензированию, после аннулирования лицензии может являться основанием для ее ликвидации.
КонсультантПлюс: примечание.
Федеральный закон от 25.09.1998 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В целях избежания правовых последствий представления юридическими лицами лицензий на те либо иные виды деятельности, в том числе и тех, которые не соответствуют предъявляемым к ним требованиям, либо выдачи их не соответствующими лицензирующими органами следует руководствоваться прежде всего Федеральным законом Российской Федерации от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Лицензирование видов деятельности юридических лиц направлено прежде всего на регулирование и установление правовых основ рыночных отношений, охрану здоровья, нравственности и безопасности граждан и обеспечение единой государственной политики государства в области лицензирования.
Необходимо знать, что ведение юридическими лицами предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии является незаконным предпринимательством и влечет применение мер ответственности в соответствии со статьей 171 Уголовного кодекса Российской Федерации. В случае возбуждения уголовного дела по данной статье УК РФ лицо, осуществляющее производство по уголовному делу (следователь), может в пределах предоставленных ему Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации полномочий наложить арест на имущество, в том числе на товары (продукцию).
О филиалах и представительствах юридического лица
Одним из вопросов, подлежащих выяснению перед заключением договора, является вопрос о том, имеет ли юридическое лицо филиалы и иные обособленные подразделения.
Это является важным ввиду того, что в случае разрешения спора в арбитражном суде стороной по делу будет являться не филиал, а само юридическое лицо.
Кроме того, существующая практика разрешения хозяйственных споров с участием юридических лиц, имеющих представительства и филиалы, свидетельствует о том, что, разрешая споры, арбитражные суды, исследуя материалы дела, выясняют: какими полномочиями наделен руководитель филиала, надлежащим ли образом оформлена доверенность руководителю филиала. Исследуя данные вопросы, арбитражный суд выносит решение по делу.
Следует помнить, что руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.
Так, при разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что контракт (договор) заключен от имени юридического лица и по его доверенности, арбитражным судом будут выясняться обстоятельства: имел ли руководитель филиала (представительства) на момент подписания контракта соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале и доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, будут считаться совершенными от имени юридического лица.
Необходимо учитывать, что руководитель филиала (представительства) вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу с соблюдением правил, предусмотренных статьей 187 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда от 01.07.96 N 6, N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В связи с вышеизложенным перед заключением контракта следует получить от хозяйствующего субъекта не только доверенность, выданную на имя руководителя филиала, но также и положение о филиале, и учредительные документы юридического лица, поскольку согласно пункту 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
В действующем законодательстве Российской Федерации (в Гражданском кодексе Российской Федерации) содержатся нормы о представительствах и филиалах юридических лиц.
В Налоговом кодексе Российской Федерации и в иных нормативно-правовых актах предусмотрены нормы о порядке постановки на учет организаций по месту нахождения их обособленных подразделений и по месту нахождения принадлежащего недвижимого имущества и транспортных средств.
Знание основных положений гражданского и налогового законодательства о представительствах и филиалах юридических лиц, особенностей их правового регулирования и функционирования имеет большое значение, поскольку филиалы и представительства хозяйствующих субъектов являются их составной частью, представляют интересы юридических лиц, вступая в различного рода хозяйственные взаимоотношения по заключению и исполнению договоров.
В статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации дано определение представительства и филиала юридического лица.
Так, представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
В соответствии с частью 2 вышеуказанной статьи филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Примерами таких обособленных подразделений могут являться находящиеся вне места деятельности юридического лица подразделения (цех, склад, столовая, автопарк и т. д.).
Несомненно, выбирая того или иного хозяйствующего субъекта для заключения договора, следует владеть не только вопросом гражданско-правового определения обособленных подразделений юридических лиц (филиалов и представительств), но и требованиями, предъявляемыми к ним налоговым законодательством Российской Федерации.
В условиях многообразия различных организационно-правовых форм предприятий, учреждений и организаций все более актуальными становятся такие формы деятельности юридических лиц, как создание и осуществление в определенном территориальном пространстве обособленных подразделений юридических лиц.
С целью предотвращения негативных последствий, связанных с заключением хозяйствующих договоров с организациями, не состоящими на налоговом учете, и с организациями, являющимися недобросовестными налогоплательщиками, необходимо знать требования Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие вопросы деятельности как юридических лиц, так и их обособленных подразделений.
С введением в действие Налогового кодекса Российской Федерации в статье 11 впервые закреплено определение обособленного подразделения организации.
Во-первых, обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделение.
Во-вторых, по месту нахождения этого подразделения должны быть оборудованы стационарные рабочие места.
В-третьих, рабочее место должно считаться стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Следует отметить, что понятие рабочего места отсутствует в налоговом законодательстве, в связи с этим, как предусмотрено вышеуказанной статьей Кодекса, необходимо обратиться за разъяснением данного определения ("рабочее место") к нормам других отраслей права.
Так, "рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя" (статья 1 Федерального закона от 17.07.99 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации").
Наделение юридическим лицом своего обособленного подразделения имуществом, в том числе перераспределение этого имущества, в соответствии с пунктом 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации является одной из функций юридического лица по отношению к упомянутому подразделению и не может быть квалифицировано как действия по реализации товаров (работ, услуг).
Как предусмотрено статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
Документы о постановке на налоговый учет
Следует помнить, что, изучая документы, представленные организацией (устав, положение о филиале и т. д.), необходимо не только дать им правовую оценку соответствия действующему законодательству, но и потребовать свидетельство о постановке на налоговый учет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) постановка на учет в налоговом органе организации - юридического лица осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми связывается возникновение обязанности по уплате того или иного налога.
Налогоплательщик-организация согласно пункту 1 статьи 83 Кодекса подлежит постановке на учет в налоговом органе как по месту нахождения самой организации, так и по месту нахождения ее филиалов и представительств, по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
Так, постановка на налоговый учет закрытого акционерного общества и его подразделений должна осуществляться по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации.
Учет налогоплательщиков осуществляется в соответствии со статьей 83 и 84 Налогового кодекса Российской Федерации.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
При осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.
За нарушение срока постановки на учет в налоговом органе и за уклонение от постановки на учет в налоговом органе применяются налоговые санкции, предусмотренные в статье 116 и 117 Налогового кодекса Российской Федерации.
Особенности, порядок и сроки постановки на учет организаций, в состав которых входят обособленные структурные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, регламентируются главой 14 Кодекса.
Так, заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации.
Заслуживающим интерес представляется положение о том, что обособленные подразделения юридических лиц, в отношении которых не проведена процедура оформления в соответствии с пунктом 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, но которые осуществляют на определенной территории все или часть функций юридического лица, должны признаваться налоговыми органами филиалами соответствующих юридических лиц, и соответственно юридическое лицо обязано встать на учет в налоговом органе по месту осуществления обособленным подразделением этого юридического лица его функций на определенной территории.
Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ внесены соответствующие изменения и дополнения в часть I Налогового кодекса Российской Федерации.
В статье 19 Кодекса установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
В ряде разъяснений МНС России по налогам и сборам (ФНС России) рассмотрены вопросы о порядке представления в налоговые органы обособленными подразделениями российских организаций налоговых деклараций.
Обособленные подразделения российских организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет (текущий, корреспондентский), в соответствии с законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, представляют в налоговые органы установленную для них в соответствии с законодательством налоговую декларацию (налоговый расчет) и документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога (бухгалтерскую и налоговую отчетность), и выполняют обязанность по уплате налогов и сборов, рассчитанных ими в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах на основании данных, отраженных в представленной ими бухгалтерской отчетности.
В связи с изложенным для принятия решения о заключении договора необходимо получить информацию о юридическом лице и его обособленных подразделениях, что, в свою очередь, возможно только путем истребования документов от юридического лица (свидетельства о постановке на налоговый учет в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации, с отражением в нем идентификационного номера налогоплательщика, а также сведений о наличии задолженности по уплате налогов в бюджет) либо получения соответствующих копий документов и сведений от налогового органа по месту постановки на учет (в пределах сведений, которые могут быть переданы налоговым органом).
Кроме того, заключение любой организацией договоров с хозяйствующим субъектом, который не состоит на налоговом учете, может явиться в дальнейшем непризнанием налоговым органом расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.
В настоящее время является возможным использование WEB-сайтов налоговых органов, в которых размещается информация о зарегистрированных юридических лицах, находящихся в стадии ликвидации, реорганизации либо исключенных из государственного реестра юридических лиц.
Потребовать документ от контрагента о включении его в государственный реестр юридических лиц также весьма важно, в том числе и справку из налогового органа об имеющейся задолженности по уплате налогов в бюджеты всех уровней.
По представленному балансу можно предположить финансовое положение контрагента.
Особенно важным при подписании любых видов договоров и для исключения подмены отдельных листов договора является проставление подписей сторон, скрепленных печатями юридических лиц.
Данный спектр рекомендаций не является исчерпывающим и может постоянно пополняться всевозможными рекомендациями для безопасности заключения любых видов договоров.
Следует также отметить, что наиболее важным при заключении договоров (контрактов) является составление данного вида документов, в которых должны быть предусмотрены все существенные условия договоров и прежде всего условия обеспечения обязательств, меры ответственности и другое.
Наиболее часто встречающиеся формы таких договоров были приведены выше в настоящей статье.
В предлагаемых формах сосредоточены и учтены не только нормы гражданского законодательства Российской Федерации, но и судебно-арбитражная практика.
От того, как составлены формы договоров, зависят другие условия обеспечения экономической безопасности деятельности любой организации.
Название документа